Банковские авиалинии. Сбербанк и ВТБ создадут регионального перевозчика

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Новая авиакомпания должна перевозить ежегодно от 6 млн до 10 млн пассажиров и стать третьей по величине в России

Правительство поручило двум крупнейшим российским госбанкам — Сбербанку и ВТБ — создать авиакомпанию для региональных перевозок. Новый авиаперевозчик может появиться не ранее 2019 года, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на четыре осведомленных о проекте источника.

По их данным, поручение было дано еще в начале этого года. В настоящее время идет работа над созданием бизнес-плана и определением облика будущей авиакомпании. Изучаются также возможные варианты по составу акционеров. То есть, отметили собеседники газеты, пока не известно, будут ли участвовать в проекте другие компании, помимо Сбербанка и ВТБ, и каковой будет доля этих госбанков в новой авиакомпании.

«Безусловно, это масштабный проект», — подчеркнул источник издания. Новый региональный авиаперевозчик должен перевозить в год от 6 млн до 10 млн человек. Это означает, что компания войдет в тройку крупнейших российских авиакомпаний по пассажиропотоку. Сейчас в России есть только две компании, которые перевозят ежегодно более 10 млн пассажиров. Это группа «Аэрофлот», которая совместно с другими компаниями холдинга («Россия», «Победа», «Аврора») перевезла в 2017 году 50,1 млн пассажиров, и S7 Group («Сибирь» и «Глобус»), пассажиропоток которой в прошлом году составил 14,3 млн человек. Крупнейшая российская региональная авиакомпания «Ямал» перевезла в 2017 году 1,8 млн человек.

Консультантом проекта выступит Bain & Company. По данным источников газеты, Сбербанк и ВТБ заключили с этой американской консалтинговой компанией контракты на 55,47 млн рублей каждый. Bain должна в срок до 31 декабря 2018 года определить, следует ли новой авиакомпании работать с грунтовыми аэропортами для малой авиации или же с аэропортами для магистральных авиалайнеров в крупных городах, составить на этой основе предложение по будущей сети аэропортов, куда будут летать самолеты авиакомпании, и сформировать авиапарк.

Самолет и регионы

В мае 2017 года тогдашний министр транспорта России Максим Соколов пообещал, что развитие региональной авиации станет одним из приоритетных направлений федеральной целевой программы по развитию транспорта на 2020-2030 годы. «Середина текущего десятилетия была мощной с точки зрения развития региональной авиации, но недостаточной для поддержки местных аэропортов. Региональная авиация будет одним из основных приоритетов», — сказал он. И пояснил, что речь идет не только о развитии региональных авиаперевозок, но и стыковках с другими видами транспорта, в том числе об удобных пересадках на самолеты с поездов или автобусов.

В июле 2017 года президент России Владимир Путин поручил правительству в срок до 15 января 2018 года разработать стратегию развития региональных и местных авиаперевозок до 2030 года, которая предусматривает «комплексное и взаимосвязанное решение вопросов развития авиатранспортного комплекса, включая развитие авиационной промышленности, сети авиационной инфраструктуры и авиапредприятий, а также подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров». Ответственным за выполнение поручения был назначен премьер-министр Дмитрий Медведев.

В марте 2018 года президент Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию поставил задачу реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России. Он заверил, что уже через шесть лет ситуация, когда в соседний регион надо лететь через Москву, во многом останется в прошлом. И поручил к 2024 году довести долю региональных перевозок во внутренних перелетах до 50%.

В сентябре 2018 года стало известно, что для выполнения этого поручения Росавиация попросила выделить на реконструкцию региональных аэропортов 166 млрд рублей.

Одной из мер поддержания региональной авиации называют снижение ставки НДС для внутренних региональных перевозок (в настоящее время льготная ставка НДС для всех внутренних рейсов составляет 10%). В мае 2017 года Соколов поддержал идею введения нулевой ставки НДС для таких авиаперевозок (ранее, в апреле 2015 года, правительство России дало отрицательное заключение на законопроект, предлагающий обнуление НДС на все внутренние перевозки).

С идеей ввести пониженный НДС для межрегиональных рейсов без посадки в Москве выступала также группа «Ренова» российского миллиардера Виктора Вексельберга, которая развивает в том числе региональные аэропорты. В 2017 году Вексельберг предложил Путину установить пониженную ставку НДС для рейсов внутри России за пределами столицы.

В сентябре 2017 года Путин поручил к 2018 году обнулить ставку НДС на пассажирские авиаперевозки для Калининградской области. Также пониженная ставка НДС действует на полеты в Симферополь.

В апреле 2018 года Минфин России предложил обнулить ставку НДС на авиаперевозки в обход Москвы. «Поскольку было поручение президента России стимулировать прямые региональные перевозки, мы предложили подумать над тем, чтобы не трогать ничего при перевозках через Москву, а для перевозок не через Москву сохранить льготную ставку или ввести нулевую», — заявил тогда замглавы ведомства Илья Трунин. Он уточнил, что министерство одновременно разрабатывает законопроект, который предусматривает нулевую ставку НДС при перелетах на Дальний Восток.

Одновременно Минфин предложил повысить с 10% до 18% НДС для рейсов, которые следуют через аэропорты Москвы, сообщила 1 апреля 2018 года газета «Ведомости» со ссылкой на письмо, которое помощник президента России Игорь Левитин направил Соколову. В этом письме говорилось, что Минфин рассматривает возможность изменить НДС до конца 2022 года.

Новости партнеров