К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

На крыльях санкций. Когда появится российский бизнес-джет

Фото Tim Kiusalaas / Getty Images
Фото Tim Kiusalaas / Getty Images
География отечественного бизнеса должна способствовать бурному развитию деловой авиации. Что меняет рынок и мешают ли нам санкции?

Российские просторы как нельзя лучше подходят для авиации, а география отечественного бизнеса — от Калининграда до Владивостока — должна способствовать развитию бизнес-авиации ускоренными темпами. Однако все не так просто. Что же меняет рынок деловой авиации и мешают ли ему санкции?

Как повлияли санкции?

Российский рынок бизнес-авиации очень живо реагирует на политико-экономическую обстановку в мире и переживает нелегкие времена: доля отечественной деловой авиации составляет всего несколько процентов от мирового. Кроме того, наметившаяся тенденция потери российской бизнес-авиацией международного трафика продолжается — медленными темпами, конечно, но идет.

Уже после первичных санкций 2014 года российским владельцам деловых самолетов европейские и американские операторы стали отказывать в перевозке. Конечно, речь идет о тех бизнесменах, которые оказались в санкционном списке. В итоге от действий европейских и американских властей отечественный бизнес серьезно пострадал: их бизнес-джеты начали снимать с обслуживания, кому-то отказались предоставлять послепродажную поддержку, кого-то сняли с гарантии.

 

Эксперты называют санкционный период критичным ударом по российскому рынку, который заставил бизнес искать варианты решения проблемы, чтобы приспособиться к действующим условиям. Речь идет о более сложных схемах с покупкой и обслуживанием бизнес-джета, а также о поиске новых, более лояльных производителей деловой техники.

Спрос есть. Где предложение?

Однако даже на этом фоне можно найти и положительные моменты: например, внутрироссийские деловые перевозки, напротив, показывают уверенный рост. Причины есть, это в том числе и масштабные мировые события, которые принимает Россия, такие, как Олимпиада, чемпионат мира по футболу, всевозможные саммиты и инвестфорумы.

 

Отметим развитие бизнеса в регионах — все те же санкции положительно влияют на экономику страны, подталкивают предпринимателей к развитию, анализу спроса и поиску вариантов для новых предложений. Уверенное положение российского бизнеса подтверждает и тот факт, что на сегодняшний день именно российский деловой сектор может себе позволить самые дорогие и технически совершенные частные самолеты. Однако в этом плане бизнесу санкции все же мешают. Иностранные производители бизнес-джетов уже показали, как они могут ограничить эксплуатацию своей продукции для клиентов из России, даже несмотря на то, что именно россияне десятилетиями были постоянными клиентами таких компаний и на данный момент спрос на покупку самолетов находится в стадии постоянного прироста — около 10% в год.

С учетом общего тренда последних четырех лет на «поддержку отечественного производителя» напрашивается вполне логичное предложение: развивать российский бизнес-джет. Но это будет иметь смысл только в том случае, если данная продукция самолетостроения будет не только надежной и комфортной, но и отвечающей запросам времени и бизнеса, а самое главное — безопасности на дальнемагистральных рейсах, чтобы покрыть всю территорию страны без посадки.

VIP-авиация в России — вопрос будущего

Что такое современный бизнес-джет и насколько его создание реально для российского рынка? Во-первых, это продукт авиационной мысли. Учитывая наличие сильной инженерной школы в России, эта задача выполнимая. Во-вторых, самолету для VIP-пассажиров требуется создание комфортного интерьера. Кроме стиля, современной, удобной, продуманной и эргономичной начинки, он должен быть достаточно утонченным, чтобы клиент смог не только заметить этот продукт, но и выделить его среди конкурентных. В этом смысле у российского производителя могут возникнуть некоторые сложности — слишком тонка грань между вкусом и китчем. Дело в том, что отечественные авиастроители, производящие боевые самолеты, попросту не сталкивались с разработкой дизайна для VIP-лайнера.

 

Кроме того, российский бизнес-джет необязательно разрабатывать исключительно для отечественного рынка, топовая модель сама покорит мир. Что для этого нужно? Во-первых, понимание того, что будет нужно бизнесу через 5-10-15 лет, чтобы не быть в роли догоняющих, а сразу нацеливаться на создание качественного и продуманного до мелочей продукта будущего. Во-вторых, уже сегодня необходимо собирать грамотную команду специалистов бизнес-авиации, чтобы проектировать и моделировать бизнес-джет под потребности рынка ближайших десятилетий.

Первый блин

Попытки завоевать мировую бизнес-авиацию российскими разработками уже предпринимались — в 1999 году на международном авиакосмическом салоне Париж-Ле-Бурже был представлен проект отечественного бизнес-джета С-21. Однако найти инвесторов так и не удалось, и проект был закрыт. Схожая судьба постигла и проект ОКБ Туполева Ту-444. Однако компания продолжает работу над несколькими перспективными разработками, среди которых есть и сверхзвуковой пассажирский самолет, в котором могут быть использованы опыт и технологии Ту-160.

Ряд экспертов полагают, что российские разработчики вновь и вновь наступают на одни и те же грабли. Дело в том, что по сути между пассажирским самолетом и бизнес-джетом пропасть. И речь идет не об авиационной части — она по умолчанию должна быть наилучшего качества для премиального продукта. Дело в дизайне: самолет для VIP-пассажиров должен быть не только экономичен и надежен, но и реально представлять собой произведение дизайнерского искусства. К тому же в числе приоритетов покрытие огромных российских расстояний без посадок. И здесь нельзя не поднять вопрос о сети сервисных центров по России с обучением технических специалистов и идеально выстроенной логистикой запчастей.

На сегодняшний день ни один мировой производитель не выпускает сверхзвуковые бизнес-джеты. Проекты «Конкорд» и Ту-144 были закрыты. Были и другие попытки реанимировать это направление, однако эксперты не уверены, что это подходящий формат для бизнес-авиации, где ключевые параметры — безопасность, надежность и максимальный комфорт. Именно поэтому бизнесу не рекомендуют брать первые серийные бизнес-джеты даже от именитых производителей. Даже если хочется получить уникальный продукт, которого пока ни у кого нет. В этом смысле лучше не выделяться: нужно выждать, пока новая модель будет полностью опробована и усовершенствована, поскольку даже в такой суперсовременной технике могут оказаться «детские болезни». А любая ошибка в данном случае может стоить жизни.

На сегодняшний день у отечественной авиационной отрасли есть весьма приблизительное понимание, какой бизнес-джет нужен рынку. В связи с непростой экономической ситуацией есть стремление все упрощать и на всем экономить. Российским проектировщикам не хватает и тонкости восприятия потребностей VIP-клиентов. А рынок тем временем требует ему соответствовать — итальянский дом моды Versace одним из первых проник в бизнес-джеты и вертолеты в качестве дизайнера интерьеров, вслед за ним эксклюзивный вертолетный интерьер стал предлагать и Hermes, начав сотрудничать с Airbus Helicopters. В России же требуемый уровень качества и «люксовости» услуг для VIP-сектора пока недостижим. Между тем это должен быть тот уровень, к которому уже привыкли требовательнее клиенты, и даже лучше.

 

Полюби свою целевую аудиторию

Однако спрос растет, как растет и количество внутренних маршрутов, а санкции тем временем задерживаются надолго. Выбор в данном случае небольшой: либо мы делаем полноценный проект российского бизнес-джета и по-настоящему тесним западного производителя на рынке, либо продолжаем переделывать салоны пассажирских лайнеров, пытаясь продать это как бизнес-авиацию. Да, в свое время так же поступали Boeing, Airbus и отчасти Embraer. Однако если посмотреть, сколько усилий и ресурсов и инструментов было вложено в продвижение, чтобы клиенты увидели в коммерческом самолете, например от Boeing, перспективную платформу для бизнес-джетов, то невольно появятся сомнения, что российские разработчики готовы мыслить так же нестандартно.

По сути эти производители создали отдельную нишу, hi-end-уровень в бизнес-авиации — они сняли ограничения по габаритам, показали, что на борту могут быть размещены не только кресла, но и спальня, душ, библиотека, кинотеатр. Это действительно «люкс» и действительно для VIP. Эксперты рынка уверены, что только такой подход поможет развитию бизнес-авиации в России, когда производители будут думать о том, что важно клиенту, чего он хочет, что он ищет и чем можно его удивить. Это закон бизнеса: хочешь что-то продать, люби свою целевую аудиторию, а не пытайся натянуть на нее свое восприятие мира. Возможно, именно поэтому у нас лучшие в мире боевые самолеты, но при этом VIP-лайнеры никак не могут привлечь хоть какого-то потребителя.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+