«Красное & Белое», «Дикси» и «Бристоль» договорились о слиянии

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
В результате слияния компаний появится третий по выручке ретейлер в стране. По оценке Forbes, текущая стоимость «Красное & Белое» составляет $1,4 млрд

«Если не выкарабкаемся, то хотя бы вас порадуем перед Новым годом», — шутили в алкогольном ретейлере «Красное & Белое», объявляя скидки на продукцию в конце декабря, вскоре после визита силовиков в свой главный офис. Теперь компания — участник крупной сделки. «Красное & Белое», сеть алкомаркетов «Бристоль», а также группа «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория», «Мегамарт») договорились о слиянии, говорится в совместном заявлении трех компаний, сообщают «Ведомости». Таким образом, будет создан третий по размеру выручки ретейлер в стране (после X5 Retail Group и «Магнита»).

В объединенной компании владельцу «Красное & Белое» Сергею Студенникову будет принадлежать 49%, а владельцам «Дикси» и «Бристоля» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву — 51%. Кесаев и Кациев — основатели группы компаний «Меркурий», в которую входит, в частности, крупнейший табачный дистрибьютор «Мегаполис».

Денежные показатели сделки стороны не раскрывают. «В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уравнять активы при объединении», — цитирует РБК заявление компаний. По оценке Forbes, текущая стоимость «Красное & Белое» составляет $1,4 млрд. «Дикси» на момент делистинга в мае 2018 года стоила $686 млн. Исходя из этой цены, акции выкупались у миноритариев.

Вероятно, стороны сделки рассчитывают на то, что объединение двух крупнейших алкосетей даст синергию с точки зрения оптимизации управления и логистики, а также за счет отказа от конкуренции друг с другом, говорит директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Кроме того, существует программа лояльности, которую можно расширить на всю сеть, говорит старший аналитик по потребительскому сектору «Атон» Виктор Дима. По его словам, итогом сделки станет создание самого крупного продавца алкоголя в России. Однако сделка не сделает рынок менее конкурентным — напротив, конкуренция должна усилиться за счет появления крупного игрока, с которым придется считаться другим сетям, считает аналитик.

В целом, продолжает Максим Худалов, расширение ретейлом алкогольного сегмента ввиду его большей рентабельности и большего удобства (неограниченный срок хранения товара, нет необходимости соблюдения специальных температурных условий) — тренд последнего времени, так что направление развития «Дикси» укладывается в логику движения рынка. И в «Красное & Белое», и в «Дикси» начал появляться и расширялся продуктовый ассортимент — за счет этого они получали ту часть покупателей, которых интересует продуктовая линейка, это был тренд последних нескольких лет, отмечает Виктор Дима.

Сейчас в связи с ухудшением транспортной доступности для автомобилистов магазинов в крупных городах новый импульс развития получает формат магазинов у дома, который предполагает наличие большого количества относительно мелких магазинов в районах с большим количеством покупателей, говорит Худалов. С этой точки зрения, наличие большого числа торговых точек, хоть и небольшого размера (около 100 кв. м), даст преимущество «Дикси» за счет большего охвата покупателей. «Дикси» и «Бристоль» пытались объединиться и раньше. Весной 2015 года «Дикси» купила треть «Бристоля» за 1,78 млрд рублей, однако уже к концу года совершила сделку по обратной продаже алкогольного ретейлера за 1,83 млрд рублей. Тогда компания объясняла это «изменившейся рыночной конъюнктурой», а также тем, что ФАС не разрешила купить в «Бристоле» контрольный пакет.

У сетей «Бристоль» и «Красное & Белое» много общего. Обе сети начали развиваться в провинции, и обе в последние годы демонстрировали стремительный рост финансовых показателей. Выручка нижегородской сети алкомаркетов «Бристоль» в 2017 году составила 68 млрд рублей (на 62% больше, чем годом ранее), а челябинской «Красное & Белое» — 210 млрд рублей (плюс 52% к году ранее). Выручка «Дикси Групп» в 2017 году составила 283 млрд рублей (минус 9% по сравнению с годом ранее). По выручке «Дикси» — пятый среди российских ретейлеров. Сейчас под торговыми марками «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» работают 13 000 магазинов.

Сеть «Красное & Белое» в последние годы интенсивно росла — как по выручке, так и по числу торговых точек. За 2017 год число магазинов выросло с 4715 до более чем 5300. К осени 2018 года число магазинов сети приблизилось к 7000, они работают в 50 регионах страны. Фактически «Красное & Белое» — дискаунтер, который отдает товар потребителю по базовым ценам, при этом выбирая дешевые локации и неся минимальные затраты на открытие точки, продолжает Виктор Дима из «Атон». Эта модель выглядит достаточно удачной, поэтому вряд ли будет меняться, считает аналитик. Вопрос в том, сможет ли «Дикси» перенять эту модель: недорогие локации, недорогая аренда, ассортимент, который, с одной страны, стандартизирован, с другой стороны, продается по невысокой цене, но при высокой оборачиваемости. В России есть сети, которые пытаются построить бизнес по этой модели, в частности «Окей», однако полностью перенять опыт дискаунтеров «как в Западной Европе» на российском рынке сложно, считает эксперт. Это связано с тем, что в России не очень конкурентный сектор производства продуктов питания — в нем доминируют крупные международные бренды и компании.

Менее месяца назад в головной офис «Красное & Белое» с обысками приходили силовики. Тогда в следственных мероприятиях приняли участие сотрудники ФСБ, Росалкогольрегулирования и Федеральной налоговой службы. Основанием для обыска, как объяснял представитель компании, стали подозрения в обороте контрафакта и неуплате налогов. В результате обысков работа компании «была парализована», говорил ее представитель. О том, что стало итогом действий силовиков, не сообщалось — никаких предписаний после обысков ретейлер не получил, продолжив работать в штатном режиме. До этого, в течение 2018 года на «Красное & Белое» в различных регионах России писал жалобы будущий партнер — компания «Бристоль». Например, в августе 2018 года компания подала жалобу в нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы, указав, что «Красное & Белое» ведет торговлю табачными изделиями в магазинах, находящихся в стометровой зоне от образовательных учреждений.

Новости партнеров