Как европейский футбол стал прибыльным

Выиграв в 2018-м Лигу чемпионов в третий раз подряд, «Реал» вернул себе лидерство в рейтинге Deloitte Money League Фото Javier Barbancho / REUTERS
УЕФА подвела итоги 2017-го финансового года, а Deloitte назвал самые доходные клубы сезона 2017/18 — Forbes резюмирует важные тренды футбольной экономики Европы

В январе 2019-го с разницей в неделю были опубликованы два важных исследования о состоянии клубного футбола в Европе: финансовый отчет УЕФА и клубный рейтинг Deloitte. Forbes внимательно изучил оба документа и собрал главные выводы.

Англия правит

УЕФА выпустила десятый «сравнительный отчет по лицензированию клубов». На этот раз подробную бухгалтерию сезона 2016/17 дополнила ретроспектива перемен в европейском футболе за последние 10 лет. И это, конечно, панегирик деятельности УЕФА. Введенный в 2011 году финансовый фейр-плей (FFP), заставивший клубы соотносить расходы с доходами, постепенно превратил проблемную индустрию в успешную. Так, в 2017-м еврофутбол впервые за 10 лет показал общую чистую прибыль — €615 млн. Совокупная выручка команд составила €20,1 млрд, что на 77% больше цифр 2008 года. Выросли и другие важные показатели. Например, посещаемость. В сезоне 2017/18 более 100 млн человек увидели матчи клубных турниров с трибун (+6,4% за год), а 15 команд преодолели цифру в 1 млн зрителей за сезон.

Многие косвенные метрики также свидетельствуют об экономическом благополучии клубного футбола в Европе. Продукт интересен иностранным инвесторам (в 20 лигах они контролируют один или больше клубов топ-лиги) и спонсорам (56 команд в 25 лигах рекламируют на майках компании не из Европы). Клубы активно вкладываются в инфраструктуру: второй год подряд общий объем инвестиций в стадионы и другие материальные активы команд европейских топ-лиг превысил €1 млрд.

Главной целью введения финансового фейр-плей было сбалансировать доходы и расходы клубов, особенно траты на футболистов. И хотя зарплаты игроков постоянно растут (+6,7% в 2017-м), средний показатель доли зарплатной ведомости к выручке достиг рекордного минимума — 61,3%. Операционные расходы тоже сократились в среднем до 32% от совокупного дохода.

Все суммарные значения в отчете УЕФА говорят о том, что европейский футбол в отличной форме. Однако если изучить слагаемые финансового успеха, картинка перестает быть такой безоблачной. Из €615 млн чистой прибыли €549 млн генерирует английская премьер-лига, которая как раз с сезона 2016/17 живет по условиям нового телеконтракта. Трехлетнее соглашение стоило Sky и British Telecom £5 млрд, еще £3 млрд платят лиге иностранные вещатели. Стоит ли удивляться, что в топ-20 рейтинга по выручке 10 мест занимают английские команды, а по доходам от ТВ — 17: скромные «Борнмут» (€144 млн) и «Суонси» (€127 млн) зарабатывают на трансляциях внутреннего чемпионата больше «Ювентуса» (€122).

Конкуренцию англичанам на первых строчках сводных таблиц могут составить только суперклубы из других лиг. «Реал» и «Барселона» больше всех тратят на зарплаты — €406 млн и €378 млн соответственно. Дортмундская «Боруссия» лидирует по средней посещаемости — 79 496 зрителей за матч в сезоне 2017/18, как и бундеслига в целом — 44511. У «ПСЖ» самый высокий показатель «доходности» болельщика на трибунах — €86,9 с посетителя.

Практически у всех показателей роста еврофутбола есть важное уточнение о «соавторах» красивых цифр. Например, 49% от €2,9 млрд всей билетной выручки генерируют 20 топ-команд, а 40% от €6,3 млрд спонсорских и коммерческих доходов обеспечивают 38 клубов из высших дивизионов Англии и Германии. 55% от совокупной выручки европейского футбола приносят три лиги — английская (27%), немецкая и испанская (по 14%). А, например, вклад России составляет 4%.

При этом в отчете УЕФА имеются и радостные цифры для российского футбола. К примеру, билетная выручка выросла на 37% и составляет €52 млн (в Англии, для сравнения, €695 млн) — спасибо чемпионату мира и построенным к этому событию стадионам. «Зенит» отметился в топ-30 по общей выручке — €168 млн и 28-е место, а в рейтинге роста доходности лиг Россия заняла высокую 6-ю строчку — плюс €460 млн год, в основном за счет увеличения спонсорского участия. На 6-й позиции российский чемпионат и в списке зарплатных расходов — €582 млн. Но это опасные 72% от совокупной выручки. При этом лишь половина клубов РПЛ прибыльна.

Королевский прием

Компания Deloitte ежегодно составляет рейтинг самых экономически успешных футбольных клубов мира — Football Money League. Свежий отчет посвящен итогам сезона 2017/18 и в очередной раз фиксирует рост совокупного дохода команд из топ-20: с €7,9 млрд до €8,3 млрд. Его обеспечили представители пяти ведущих лиг: 9 клубов из Англии (6 — в первой десятке), 4 — из Италии, по 3 — из Испании и Германии, а также французский гранд «ПСЖ».

На первую строчку списка спустя два года вернулся «Реал» — с рекордной выручкой в €750,9 млн. Феноменальному росту (+€75 млн за год) во многом способствовали победы в Лиге чемпионов (третья подряд) и в Клубном чемпионате мира (а это $5 млн призовых). Кроме того, финансовую стабильность обеспечивают долгосрочные контракты с Adidas и Emirates. Благодаря международной популярности «Реал» зарабатывает на коммерции (включая спонсорские сделки, мерчандайзинг и предсезонные туры) больше всех в футболе — €356,2 млн (47% совокупного дохода). Однако летом 2018-го «Реал» потерял свою главную звезду — Роналду, что негативно скажется на маркетинговом потенциале клуба.

Второе место рейтинга досталось «Барселоне». €690,4 млн выручки — итог роста коммерческих доходов (стартовал новый маечный контракт с японской компанией Rakuten), успешного предсезонного турне по США и победы в чемпионате Испании. В сезоне 2018/19 у «Барсы» есть все шансы улучшить свои показатели: начнут действовать реструктурированное соглашение с Nike и новая сделка с производителем бытовой техники Beko.

«Манчестер Юнайтед», два года подряд возглавлявший рейтинг, опустился на третью позицию (€666 млн выручки), хотя впервые за несколько лет играл в Лиге чемпионов (выбыл в 1/8 финала). На сезон 2018/19 аналитики прогнозируют «Юнайтед» рост доходов (до £615-630 млн) за счет коммерческих источников: долгосрочных контактов с Adidas и Chevrolet, новых глобальных и региональных партнерств, а также первого «нарукавного» спонсорского соглашения (Kohler). Но закрыть отставание от лидеров вряд ли получится без успехов в чемпионате Англии и Лиге чемпионов.

«Ювентус» впервые с сезона 2011/12 выпал из первой десятки рейтинга, несмотря на чемпионский титул в Италии и рост коммерческих доходов (+19% за счет нейминговой сделки по стадиону с Allianz, маечного контракта с Cygames и бонусов от мерчандайзинга и лицензирования, которыми теперь занимается сам клуб). Однако более ранний вылет из Лиги чемпионов и удачное выступление там «Ромы» сильно сократили теледоходы «Юве». Катализировать финансовый рост призван Криштиану Роналду. Его покупка — важная инвестиция и с точки зрения футбольного результата, и с точки зрения клубной экономики.

Главный прорыв в рейтинге-2019 совершила «Рома» — с 24-го места на 15-е. Дойдя до четвертьфинала Лиги чемпионов, команда получила €83,8 млн от УЕФА и довела сумму доходов от бродкастинга до €166,8 млн (67% от общей выручки). Но сейчас, пока не готов новый стадион «Ромы» (обещают к сезону 2020/21), финансовый успех клуба напрямую зависит от выступления в Лиге чемпионов.

Россию в отчете Deloitte несколько лет подряд представляет «Зенит». На этот раз €168 млн совокупного дохода (из них €144,9 млн — спонсорские) обеспечили команде только 25-е место. При этом аналитики прогнозируют клубу рост матчдэй-выручки на новом стадионе и увеличение доли доходов от трансляций (с сезона 2018/19 стартует новый телеконтракт РПЛ). Однако вернуться в топ-20 поможет только успешное выступление в Лиге чемпионов.

Новости партнеров