К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как «Реал» и «Барселона» увеличат свои доходы после обновления стадионов

Фото L35 Architects
Фото L35 Architects
Почему испанские гранды готовы потратиться на реконструкцию своих арен и сколько планируют зарабатывать после окончания ремонта

Ежегодный финансовый отчет компании Deloitte Football Money League выделяет три основных источника доходов футбольных клубов: коммерция, трансляции и матчевые дни. Matchday-выручка — самая скромная в процентном соотношении (9-25% от совокупного дохода), однако благодаря ей команды с современными стадионами зарабатывают больше денег, чем сопоставимые по уровню конкуренты, не имеющие в распоряжении собственных удобных арен. Например, лондонский «Арсенал» в рейтинге самых доходных клубов мира опережает соседей из «Тоттенхэма» именно за счет выручки в матчевые дни: €111,6 млн против €85,2 млн. И именно поэтому «Тоттенхэм» строит новый стадион.

Смысл возведения новой арены или модернизации старой не только в увеличении вместимости, но прежде всего в расширении и улучшении зрительских премиум-зон, а также клубного магазина и других коммерческих площадей. Прибавив 8500 мест на «Энфилде» к сезону 2016/17, «Ливерпуль» увеличил matchday-выручку на €4 млн, а построив новый фирменный магазин и распродав ложи, поднял ее аж на €12 млн. К этому стремятся и другие клубы, в том числе и испанские гиганты «Реал» и «Барселона»: для них даже обновление стадионов стало прямым соперничеством, которое должно завершиться в один год.

«Реал»: белый цвет, крыша и киберспорт

Свежий рейтинг Football Money League отправил на первую строчку самых экономически успешных футбольных команд мадридский «Реал». В сезоне 2017/18 клуб из столицы Испании показал рекордную за все время выручку в €750,9 млн, из которых €356,2 млн пришлись на коммерческие доходы — это в первую очередь спонсорские контракты и продажа брендированной продукции. Также «Реал» поделил первое место с «Ливерпулем» по доходам от трансляций (€251,3 млн). Испанский клуб заработал больше в Лиге чемпионов, выиграв ее в третий раз подряд, а проигравший в финале «Ливерпуль» — на национальных телеправах.

 

Единственный показатель, по которому «Реал» оказался вторым, — это доходы в матчевые дни, то есть реализация билетов и специальных программ гостеприимства на игры, а также выручка от продажи еды и напитков. Здесь «Реал» (€143,4 млн) совсем немного уступает «Барселоне» (€144,8 млн) — в основном за счет того, что его стадион «Сантьяго Бернабеу» вмещает 81 044 зрителя, а домашняя арена «Барсы» — «Камп Ноу» — рассчитана на 99 354 человека. Сезон 2018/19 «Реал» начал без своей главной звезды последних лет, португальца Криштиану Роналду, поэтому финансовые показатели клуба в следующем отчете Deloitte наверняка снизятся, но ровно поэтому уже в апреле 2019-го мадридцы начнут масштабный проект — реконструкцию «Сантьяго Бернабеу».

Модернизация стадиона будет стоить €525 млн и продлится около трех с половиной лет — причем без помех для матчей и зрителей; календарь «Реала» от проведения работ никак не изменится. Любопытно, что вместимость останется прежней, зато стадион разрастется вширь, чтобы внутри поместились новые магазины, в том числе главного спонсора клуба — Adidas. Также будет увеличена площадь клубного магазина и музея, а еще внутри «Сантьяго Бернабеу» появится небольшой отель с номерами, из которых видно поле. Выручка от реализации этих своеобразных VIP-лож в любом случае принесет клубу больше, чем лишняя пара тысяч обычных мест. Кроме того, под фасадом разместится киберспортивная арена — и не исключено, что через несколько лет у «Реала» появится своя киберспортивная команда.

 

Главным визуальным элементом обновленного стадиона станет обтекаемый титановый фасад, который укроет под собой стадион и все новые пристроенные к нему объекты. На части фасада будет располагаться светодиодный экран, который будет транслировать лучшие моменты из истории мадридского «Реала», а также, разумеется, рекламу. Немецкая фирма Gerkan, Marg and Partners, которая разработала проект реконструкции, собирается потратить как минимум €100 млн на визуальные технологии, включая табло, опоясывающее весь внутренний периметр стадиона. Кроме того, над «Сантьяго Бернабеу» впервые в его истории появится раздвижная крыша — благодаря ей на стадионе можно будет не только играть в футбол, но и проводить другие массовые мероприятия. Президент «Реала» Флорентино Перес уже заявил, что реконструкция стадиона позволит клубу увеличить ежегодную выручку на €150 млн — возможно, эти цифры позволят побыстрее забыть об уходе Криштиану Роналду.

«Барселона»: экотехнологии и название за €300 млн

Один из самых успешных европейских клубов последних лет играет на самом большом футбольном стадионе Европы — «Камп Ноу» вмещает почти сто тысяч человек (99 354) и в сезоне 2017/18 принес «Барселоне» рекордную выручку в матчевые дни (€144,8 млн). Однако несмотря на регулярные победы в чемпионате Испании и наличие в составе Лионеля Месси — самого высокооплачиваемого футболиста в мире ($111 млн в 2018-м, по оценке Forbes), стадион в прошлом сезоне заполнялся лишь на 69%. Последние работы по улучшению «Камп Ноу» прошли в 1982 году в преддверии чемпионата мира по футболу, но с тех пор статус клуба вырос так сильно, что ему неизбежно пришлось задуматься о модернизации арены.

До финансового кризиса 2008 года архитектором нового «Камп Ноу» должен был стать Норман Фостер, но в тендере на финальный проект реконструкции, которая обойдется клубу в €600 млн, победила заявка японской компании Nikken Sekkei. Японцы будут сотрудничать с каталонским архитектурным бюро Pascual i Ausió Arquitectes. Вместимость стадиона увеличится до 105 000 мест, в VIP-ложах установят около шести тысяч новых кресел, которые будут на 5-12 см шире старых, а нижний ярус станет более крутым для улучшения видимости с максимально приближенных к полю рядов. Все места для зрителей на новом «Камп Ноу» будут спрятаны под крышей (сейчас козырек накрывает лишь одну трибуну), а сверху на крыше будут установлены солнечные батареи и системы для сбора воды — и энергия, и вода будут потом использоваться на самом стадионе.

 

Поскольку Барселона — один из главных европейских центров урбанизма и городского планирования, проект реновации «Камп Ноу» долго обсуждался с муниципальными властями. В итоге все автомобильные парковки будут спрятаны под землю, а вокруг стадиона появятся новые парковые зоны. Еще одной достопримечательностью для футбольных болельщиков, туристов и жителей Барселоны станет дополнительный ярус, опоясывающий арену с внешней стороны, — своеобразная круговая смотровая площадка, с которой не видно поле, зато виден весь город. Она будет называться Рамбла, как и главная улица Барселоны. Старт реконструкции намечен на весну 2019-го. Планируется, что все работы займут около трех с половиной лет, но, как в случае с мадридским «Реалом», они не помешают «Барсе» проводить матчи в привычном месте.

Главный источник средств для покрытия затрат на обновление «Камп Ноу» — права на название стадиона. В числе главных претендентов называют фармацевтическую компанию Grifols из Каталонии, при этом президент «Барселоны» Жозеп Бартомеу оценил возможную сделку в €300 млн: «Мы рассчитываем, что эта сумма позволит нам покрыть по крайней мере половину стоимости реконструкции». Если «Барса» привлечет такие деньги, эта сделка станет одной из самых крупных в футболе — например, лондонский «Арсенал» получил от компании Emirates чуть больше £200 млн на ближайшие 10 лет, но не только за права на название стадиона, но и за логотип на игровых футболках. Болельщикам «Барселоны» остается желать только одного — чтобы их кумир Лионель Месси успел сыграть на новом «Камп Ноу».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+