К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Как Виталий Пономарев создал стартап стоимостью $500 млн и сможет ли продлить жизнь людей

Фото Doug Levy для Forbes
Фото Doug Levy для Forbes
Основатель и генеральный директор WayRay за шесть лет создал глобальный технологический проект и теперь решил заняться проблемой долголетия


Виталий Пономарев, 30 лет

  • Статус: основатель и генеральный директор WayRay
  • Город: Цюрих
  • Технология: голографические экранные дисплеи. В 2018 году WayRay получила инвестиции от группы компаний во главе с Porsche. Эксперты оценили стартап в $500 млн. Технология позволила уменьшить габариты проекционного оборудования и обеспечить глубину изображения.

Основатель и генеральный директор WayRay Виталий Пономарев, отвечая на вопрос, что подвигло его стать предпринимателем, задумался. Оказывается, для ответа ему пришлось вспомнить почти всю свою жизнь: «Ребенком в четыре года я чувствовал, что достоин менять мир. Эта разность потенциалов, когда чувствуешь себя великим, а им еще не являешься, заставляет двигаться».

В детстве особыми себя ощущают многие, но далеко не каждому удается стать не просто предпринимателем, а создать технологический стартап, оцениваемый, по данным Techcrunch, в $500 млн. Пономарев вспоминает, что в Баку он учился в сильной школе, где постоянно соперничал с приятелем Шакиром. Они наперегонки решали задачи по математике, программировали, проводили взрывоопасные химические опыты. Но проект робота с инерциальной навигацией учитель не оценил, а моды на стартапы в начале 2000-х еще не было.

В 2012 году Пономарев попал в аварию из-за того, что отвлекся на навигатор. Это подтолкнуло его вернуться к идее создания глобальных технологических проектов. Так появился стартап WayRay, первым продуктом которого стал наэкранный голографический дисплей. Главная особенность — объекты на нем отображались с разной глубиной, что позволяло создать удобную картинку, не мешающую, а помогающую движению.

 

Найти $500 млн

Из-за близкого горизонта планирования венчурные капиталисты «вынуждены инвестировать не в инновации, а в эволюционные модели», рассуждает Пономарев. А компании, относящиеся к deeptech, требуют далекого инвестиционного горизонта, поэтому так редко появляются прорывные технологии.

С ним согласен венчурный инвестор, партнер iTech Capital Алексей Соловьев. «У нас средний срок держания актива — 4–5 лет. Этого недостаточно, чтобы сделать что-то поистине инновационное, особенно если входить на ранних стадиях. На поздних возможно, но в этом случае получается, что инновация уже существует, а мы ее просто поддерживаем», — объясняет он.

 

Пономарев признает, что единого подхода к инвесторам нет. В deeptech на первых стадиях это просто везение: надо тяжело работать, проводить много встреч. После раунда B инвесторы уже приходят сами, и тут важно побеждать конкурентов продуктом и иметь возможность выбирать, от кого принять финансирование.

Но где достать деньги, если венчурное финансирование не подходит? Для WayRay полезными оказались индустриальные фонды: они глубоко погружены в вопрос и понимают, сколько времени требуется на создание продукта.

«Мы впервые встретились с Виталием в Валенсии в апреле 2014 года на бизнес-встречах сообщества Horasis, это своеобразный спин-офф Международного экономического форума», — вспоминает один из акционеров и член совета директоров WayRay Филипп Моннье. Он работал тогда в агентстве по привлечению иностранных бизнесов Greater Geneva Bern. Бизнес WayRay был тщательно изучен и признан очень перспективным. С 2014 года стартап стал швейцарской компанией.

 

В 2017 году в WayRay вложилась крупнейшая частная китайская компания Alibaba. В 2018-м раунд инвестирования на $80 млн возглавил немецкий автопроизводитель Porsche, также в раунде участвовал Hyundai. За это время инженеры стартапа минимизировали проекционную систему до объема в 1–2 л — это в несколько раз меньше сравнимых систем, утверждает Пономарев. А сам дисплей представляет собой тонкую пленку, которая может быть встроена в автомобильные стекла.

WayRay планировала выпустить первый продукт на собственной технологии еще в 2018 году. Но по мере изучения рынка решила переориентироваться с навигаторов на встроенные экраны для автомобильных стекол и окон зданий. Первые такие автомобили должны появиться в 2020 году, их выпустит «европейский премиальный автобренд» и китайская SAIC Motor.

Пономарев уверен, что в ближайшие 10 лет WayRay может претендовать на контракты общей стоимостью $60 млрд. Ближайшая цель — «создание продуктовой линейки на €4,5 млрд для одного европейского производителя». И это не инвестор, уточняет он.

В функции экранов входят не только навигация для водителя, но еще и реклама на окнах для окружающих людей. Пономарев предполагает, что продажа ПО и рекламы даст больше доходов, чем продажа «железа», поэтому поддерживает хакатон по созданию программ дополненной реальности в одном из лучших технологических университетов мира — MIT.

Полет на альфу Центавра

На волне успешных переговоров по привлечению инвестиций и заключению контрактов Пономарев опять почувствовал разность потенциалов, не позволяющую останавливаться на достигнутом или плыть по течению. Стартапу пора превращаться в индустриальную компанию. «Компания должна быстро и четко работать. Это сравнимо с подготовкой запуска на Луну», — говорит Пономарев.

В порядке «подготовки к полету» Виталий отправился учиться в Гарвардскую бизнес-школу, которую рекомендовал ему Моннье. Цель — завести новые знакомства, расширить кругозор и научиться видеть более далекие перспективы. Одна из перспектив особенно увлекла Пономарева: это исследования в области продления человеческой жизни.

 

WayRay отнимает у Пономарева большую часть времени, но несколько лет назад он задумался о том, как много проблем человечества вызвано близким горизонтом планирования. Из-за этого не только венчурные капиталисты редко вкладываются в инновационные проекты, но и политики руководствуются сиюминутными соображениями. В качестве примера Пономарев приводит президента США Дональда Трампа, который решил выйти из парижского договора по сокращению выброса углекислых газов: «Его не волнует экология, интересует только ВВП».

Решения будут более взвешенными, если люди будут жить дольше, рассудил Пономарев и запустил некоммерческий проект Centaura по поиску способов продления жизни людей.

«Это уже запуск не на Луну, а на альфу Центавра», — говорит Виталий. В этом проекте сложность представляет не только очень большой объем необходимых средств, но и далекий горизонт планирования. Провести все исследования и получить одобрение FDA на разработанные методики он планирует к 2032 году.

Он привычно критикует существующие проекты. Есть до десятка более или менее известных компаний, которые что-то в этой области делают, но большинство из них играют в «горячую картошку», говорит Пономарев: они вкладываются из соображений «Google знает, что делает», «Джефф Безос знает, что делает».

Пономарев не планирует делать из Centaura бизнес — он намерен привлекать средства от заинтересованных в продлении жизни людей лиц, организаций и государств и распределять их среди научных лабораторий, которые могут сделать нужные исследования. На данный момент он вложил в проект $16 млн собственных средств и собрал научную команду из 40 человек. Пока слишком мало известно о подходах Пономарева к решению проблемы долголетия и сложно судить, удастся ли ему собрать на эту задачу требуемые десятки миллиардов долларов. Есть только один способ узнать, получится ли проект, — дождаться конца года. Виталий обещает, что уже в 2019 году выйдут первые научные публикации. Тогда полет на альфу Центавра можно считать как минимум стартовавшим.

 

Другие материалы проекта «Глобальные русские»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+