К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Сэндвич по-русски: почему у Subway закрылся каждый десятый ресторан в России

Фото Владимира Гердо / ТАСС
Фото Владимира Гердо / ТАСС
За последний год закрылся практически каждый десятый ресторан под вывеской Subway в России. А всего за четыре года число точек сети сократилось на 16%. Что мешает франчайзи американской сети фастфуда зарабатывать?

За год у международной сети фастфуда Subway закрылось 48 ресторанов, а открылось 20, сообщил представитель российского подразделения Subway. По состоянию на июнь 2019 года работают 553 точки, из них четыре собственных, остальные — по франшизе. Год назад Subway вошла в топ-30 самых выгодных франшиз по версии Forbes (группа с вложениями от 5 до 25 млн рублей в одну франчайзинговую точку). В Рейтинг франшиз 2019 компания не вошла, не пройдя по одному из критериев (закрытых в течение года точек должно быть не более 50% от открытых за тот же период).

Неравный бой

Основная причина сокращения сети Subway в России — экспансия «большой тройки» на рынке фастфуда: Burger King, McDonald’s и KFC. «Конкурентная среда во многих локациях изменилась», — вынужден признать представитель «Subway Россия».

В 2018 году конкуренты Subway заметно приросли: примерно по 100 ресторанов открыли Burger King и KFC, 40 новых заведений у McDonald’s. Еще одна причина сокращения числа точек — ценовая война, развязанная конкурентами, они используют деньги материнских компаний для запуска «широкомасштабных рекламных компаний и покрытие операционных убытков новых ресторанов», считают в «Subway Россия». В то время как их франчайзи не имеют возможности наращивать продажи за счет денег инвесторов. В таких условиях многие партнеры Subway были вынуждены закрывать точки или переносить в зоны меньшей конкуренции и искать аренду дешевле.

 

Subway действительно на сегодняшний день уступает конкурентам по популярности и охвату. Согласно исследованию JLL о степени распространения розничных брендов на территории России (проанализировано 37 крупнейших городов с населением более 500 000 человек), у Subway — чуть более 80% покрытия. Тогда как Burger King и KFC смогли охватить все 100% городов, а McDonald’s — 92%.

Другой фактор, объясняющий закрытие закусочных Subway в России, — возвращение спроса на помещения в Москве и Санкт-Петербурге. Собственники помещений стали повышать арендную плату по окончании срока действия договоров аренды, утверждает франчайзер.

 

При этом рынок в целом растет. «Весь 2018 год количество кафе и ресторанов увеличивалось. Даже при высокой ротации на центральных улицах Москвы закрылось 129 заведений, а открылось более 200, в Петербурге закрылось 180, открылось также 200», — говорит руководитель стрит-ретейла JLL Екатерина Подлесных.

Два к одному

Сокращение сети Subway происходит не первый год, делится наблюдениями совладелец нескольких пиццерий по франшизе, пожелавший сохранить анонимность. Вместе с партнерами он присматривался к покупке франшизы Subway. По его словам, на начало 2018 года соотношение закрытий к открытиям у компании было 1:1. Сегодня эта пропорция составляет уже 2:1, то есть два ресторана закрывается, один открывается. По словам Олега Юдина, который долгое время проработал во франчайзинговом бизнесе Domino’s Pizza и Traveler’s Coffee, приемлемым считается показатель до 10% закрытий в год от общего числа точек.

«Компания часто допускала каннибализм, — замечает предприниматель, отказавшийся работать с Subway. — Две точки разных партнеров могли находится в нескольких сотнях метров друг от друга, и головную компанию, кажется, это не волновало».

 

Так было не всегда. В 2015 году в интервью Forbes глава Subway Russia Service Company (развивает бизнес на территории России) Джон Оуэн назвал нашу страну вторым по величине рынком Европы для сети. За 2,5 года работы Оуэна число сабвеев в России выросло вдвое, с 350 до 660. Потом грянул кризис 2014-го и, чтобы нивелировать его последствия, компания приняла радикальные меры — снизила паушальный взнос для партнеров почти на 40% в долларовом выражении. Доход Subway от продажи франшиз тогда упал, но топ-менеджер был оптимистичен: «Эту меру мы рассматриваем как вложение в свое будущее. Для нас важно, чтобы появлялись новые франчайзи, а существующие открывали новые рестораны».

«В Subway я больше не вкладываюсь», — зарекается один из франчайзи (он делает ставку на другие бренды в своем портфеле). По данным «Subway Россия», средняя выручка одного сабвея — 10,6 млн рублей в год. Рентабельность одной закусочной сети в среднем составляет 16% (рассчитывается как валовые продажи за минусом всех операционных затрат, роялти и взноса в рекламный национальный фонд). Олег Юдин оценивает средний показатель чистой рентабельности (за вычетом еще и налогов с расходами на зарплаты сотрудникам) в сегменте франшиз общепита от 7 до 15%.

Без картофеля фри

Отличие бизнеса Subway — значительно более низкие инвестиции в точку по сравнению с другими известными фастфудами, говорит Ирина Авруцкая, бизнес-консультант и основатель Like4Like Foodservice Consulting, куратор направления «Маркетинг» в Novikov School. «По сути, он единственный в этой нише недорогих международных франшиз», — добавляет она.

Чтобы открыть закусочную, нужно 4-6 млн рублей (по данным Subway). «За те же деньги и с меньшими обязательствами можно открыть что-то поинтереснее, чем закусочную с сэндвичами», — замечает Авруцкая. Появились новые российские бренды, с которыми всемирно известный гигант вынужден конкурировать за деньги потенциальных франчайзи. Кроме того, сэндвич воспринимается потребителем как холодный продукт (в отличие от бургеров, например), и без картофеля фри и мороженого в меню Subway проигрывает другим фастфуд-концепциям на фудкортах, добавляет Авруцкая.

В «Subway Россия» вспоминают былые времена: многие франчайзи открывались в докризисные 2010-2013 годы и привыкли к высокой прибыли, быстрой окупаемости. А сейчас — в условиях жесткой конкуренции и снижения доходности бизнеса — оказались не готовы работать. Чтобы удержаться на плаву, нужно инвестировать в обновление ресторанов, обучение персонала, рекламу. Кто-то предпочитает разорвать партнерство по соглашению сторон, но таких немного, уверяют в головной компании. Большинство из тех 48 закрытых ресторанов — сейчас на стадии релокации. Их владельцы ищут для своих сабвеев новые места — с хорошими перспективами и приемлемой доходностью.

 

10 самых выгодных франшиз стоимостью до 1 млн рублей

10 самых выгодных франшиз стоимостью до 1 млн рублей

Фотогалерея «10 самых выгодных франшиз стоимостью до 1 млн рублей»
10 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+