К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В аптеках закончились лекарства от COVID-19

Евгений Софийчук/ТАСС
Евгений Софийчук/ТАСС
По данным сервиса «Мегаптека.ру», левофлоксацин, который включен в стандартную схему лечения от коронавируса, можно купить только в каждой 35-й аптеке, гидроксихлорохин — в каждой сотой. Причины дефицита — сбои в системе маркировки, расширение списка препаратов в рекомендациях Минздрава, а также поведение потребителей, скупающих препараты «на всякий случай»

«Левофлоксацин? Нет и не будет в ближайшее время. Нет на складах», — так отвечает на вопрос фармацевт одной из столичных аптек. Реакция российских потребителей на вторую волну Covid-19 и обновленные рекомендации Минздрава по лечению коронавируса вызвали новый виток дефицита на аптечном рынке. Проблем добавило и внедрение обязательной маркировки препаратов. Онлайн-агрегатор «Мегаптека.ру» провел исследование среди 13 000 аптек, проанализировав спрос, цены и обеспеченность российских регионов лекарствами против коронавируса. Исследование есть в распоряжении Forbes.

«Потребители проявляли интерес ко всем препаратам, ассоциирующимся с лечением коронавирусной инфекции (чаще искали через поиск на сайте megapteka.ru), в особенности с начала октября», — говорится в исследовании. В список препаратов попали: умифеновир («Арбидол», «Арпефлю»), азитромицин, левофлоксацин, дексаметазон, гидроксихлорохин, а также витамины и минералы (D, C и цинк). Например, в начале сентября сервис фиксировал 50 запросов на левофлоксацин в день, в начале октября — уже больше 450.

Возможно ли удовлетворить такой спрос? Агрегатор «Мегаптека.ру» проанализировал обеспеченность аптек лекарствами. Исследование показывает долю точек фармацевтической розницы, где рассматриваемый препарат на момент исследования был в наличии (минимум одна упаковка товара) от общего количества аптек в регионе, подключенных к партнерской сети агрегатора (13 000 аптек по всей России).

 

Хуже всего обстоят дела с гидроксихлорохином, он есть лишь у 1% продавцов, то есть в каждой сотой аптеке. По препарату левофлоксацин средняя обеспеченность также оказалось критически низкой — всего в 2,83% аптек лекарство есть в наличии. В Москве и Подмосковье показатель составляет 2,17%, в Санкт-Петербурге и Ленобласти — 11%. Есть еще препарат «Таваник» с действующим веществом левофлоксоцин, но его можно найти в 0,6% аптек.

Гид по лекарствам от коронавируса: чем лечат Covid-19 и что с этими препаратами не так

 

Средняя обеспеченность российских аптек остальными противоковидными препаратами выше: дексаметазоном — 64,6%, умифеновиром — 57,3%, азитромицином — 22,55%. «Сейчас продажи нестабильны в связи с дефектурой (отсутствием лекарств — Forbes), — говорит исполнительный директор «Сбер Еаптека» Василий Артамонов. — Умифеновира в сети сейчас в наличии нет. Небольшие остатки азитромицина и левофлоксацина есть на центральном складе, однако на розницу не хватает, нам приходится искать товар у нишевых поставщиков с ограниченной зоной поставки. По нашим оценкам, основная причина дефицита — ограниченность предложений от производителей из-за проблем с регистрацией в системе МДЛП (информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов — Forbes) импортных аналогов (например, в случае с азитромицином это «Сумамед») или лавинообразный рост спроса на фоне эпидемии (левофлоксацин включен в стандартную схему лечения, его прописывают всем). Фармацевтические заводы оказались не готовы к столь резкому повышению спроса на их продукцию, а нарастить производственные мощности за короткий срок невозможно».

Дефицит лекарств признают и другие аптечные сети. «В настоящий момент уровень дефектуры увеличился втрое по сравнению с летом 2020 года: с 5% до 15%, — подтверждает гендиректор сети аптек «36,6» Александр Кузин. — Существует два фактора, которые на это влияют. Во-первых, процесс маркировки все еще влияет на скорость поступления товаров в аптечную сеть, товар задерживается либо у дистрибьютора, либо у производителя. Во-вторых, волнообразный спрос на антибиотики и антикоагулянты (препараты, препятствующие образованию тромбов. — Forbes) со стороны болеющих ковидом». Проблему с маркировкой признают и авторы исследования. «Часть препаратов для лечения коронавирусной инфекции (например, умифеновир) как раз попали на свежие поставки и нередко у покупателей были проблемы с тем, чтобы выкупить препарат в аптеке. Сейчас проблему обещали решить — это должно облегчить отпуск препаратов из аптек», — говорит агрегатор.

Сами виноваты: почему аптеки столкнулись с проблемой маркировки лекарств и как это отразится на покупателях

 

«На всякий случай»

По данным  «Мегаптека.ру», наибольшую динамику прироста по среднему количеству проданных упаковок в день (в октябре по сравнению с началом сентября) показали левофлоксацин +236%, умифеновир +206%, дексаметазон +175% и азитромицин +144%. Продажи биодобавок с витамином D увеличились на 91%.

Исполнительный директор «Сбер Еаптека» Василий Артамонов подтверждает тенденцию. По статистике сайта и мобильного приложения ретейлера, спрос на азитромицин вырос в октябре на 4694%, на левофлоксацин — на 3698%, на умифеновир — на 1789%. В октябре произошел взрывной рост продаж умифеновира более чем в 10 раз. Продажи азитромицина и левофлоксацина — более чем в шесть и в восемь раз соответственно. «Сбер Еаптека» является одной из крупнейших интернет-аптек, работает через сеть из порядка 100 собственных и 1000 партнерских пунктов выдачи заказов в 76 городах России. В конце октября Сбербанк и компания «Р-Фарм« анонсировали сделку о покупке по 45% акций компании.

«Наступило время «еаптек»: владелец «Р-Фарм» Алексей Репик о сделке со «Сбером», маркировке лекарств и будущем интернет-аптек

Продажи лекарств против ковида увеличились, подтверждает Forbes Сергей Шуляк, генеральный директор DSM Group, которая проводит розничный аудит фармацевтического рынка. Согласно данным аналитической компании, продажи «Арбидола» за неделю 12-18 октября по сравнению со средненедельным показателем сентября выросли на 47%, до 689,4 тыс. упаковок. Продажи азитромицина — на 61%, до более чем 1 млн упаковок.

По словам эксперта, ситуация во время второй волны отличается тем, что Москва теперь занимает среди прочих регионов долю по выявлению заболевших значительно меньше, чем весной. По данным на 5 ноября, в России впервые выявили более 19 000 новых заражений коронавирусом, из них в Москве — 5 255 случаев. «Вторая волна ковида добралась до регионов, и мы видим ажиотажную скупку лекарств там, — говорит Шуляк. — Региональные аптеки оказались не готовы: люди стоят в очередях, скупают азитромицин, левофлоксацин. Причем, даже если переносят болезнь в легкой форме или вовсе бессимптомно, «на всякий случай».

 

Forbes обратился в Минздрав с запросом о дефиците препаратов от COVID-19 в аптеках и ожидает ответа.

Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии

Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии

Фотогалерея «Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии»
13 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости