К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнес как по маслу: зачем производитель биотоплива Neste скупает жир от фритюра

Фото Christoph Soeder / picture alliance via Getty Images
Фото Christoph Soeder / picture alliance via Getty Images
Выпуская ежегодно 4 млрд литров топлива, Neste остается крупнейшим в мире производителем возобновляемого дизеля. Компания начала заниматься этим задолго до того, как переход к низкоуглеродной энергетике стал реальностью

Почти в каждой ресторанной раковине в США стоит маслоуловитель, который задерживает и собирает масло и жир от любимой нами жареной еды. Например, популярная точка Burger King производит до 4000 килограммов использованного пищевого масла и жира в год — достаточно, чтобы Mahoney Environmental, подразделение публичной компании Neste, каждые три недели присылала за ними грузовик. «Никто не хочет смывать эти вещества в канализацию, — говорит Рик Сэйбол, президент подразделения Mahoney. И не только потому что частицы жира могут забивать трубы, но и потому что этот жир ценен, если вам удастся собрать достаточно. «Мы всегда считали, что это как владеть множеством нефтяных скважин, раскиданных по всей стране», — добавляет Сэйбол.

Исторически бизнес-план был достаточно прост: Mahoney предоставляла ресторану оборудование для улавливания жира и раз в месяц забирала собранное за плату. Раньше остатки жира превращали в корм для скота или домашних животных. Однако теперь они все чаще становятся «кормом» для грузовиков. Год назад финская компания из Хельсинки, Neste (выручка за 2020 год составила $12 млрд) приобрела Mahoney, чтобы монополизировать поставки жира, которые она теперь экспортирует из США на специализированные очистительные заводы в Финляндии, Роттердаме и Сингапуре. Там Neste подвергает сырье гидрообработке, в ходе которой из молекул триглецирида с помощью водорода удаляют кислород и на выходе получается дизель. Затем Neste поставляет часть этого возобновляемого дизеля обратно в США, где получает федеральный налоговый кредит в размере $1 за галлон (один галлон равен 3,7 л).

«Зеленое» будущее для нефтегазового сектора: как развиваться компаниям в новых условиях

 

Выпуская ежегодно 1 млрд галлонов возобновляемого дизеля, Neste остается его крупнейшим в мире производителем. Компания начала заниматься этим задолго до того, как переход к низкоуглеродной энергетике стал реальностью. Революция в области производства биодизеля набрала обороты в середине 2000-х годов. Когда в середине 2008-го цены на нефть подскочили до $147 за баррель, даже музыкант Уилли Нельсон основал BioWillie, которая, как многие другие мелкие производители биодизеля, обанкротилась после падения цен на нефть.

В США сильное сельскохозяйственное лобби активно продвигало дизельное топливо из соевого и рапсового масел. В это же время в Юго-Восточной Азии предпочтительным сырьем стало пальмовое масло. «Пальмовое масло считалось спасительным биотопливом», — говорит Джереми Бейнс, президент Neste North America. В самом деле, Neste почти десять лет назад построила в Сингапуре огромные заводы по производству топлива из пальмового масла, а также, по словам Бейнса, экологичную сельскохозяйственную систему. «Другие были не так ответственны», — говорит он. Вскоре пальмовое масло признали опасным для окружающей среды, потому что фермеры, чтобы расширить свои плантации, вырубили девственные тропические леса.

 

Поэтому перед Neste встала проблема — нужно было искать новое сырье. Им подошел бы любой органический жир или сало: растительное масло, рыбий жир, кукурузное масло, рапс и даже говяжий жир. В 2018 году они купили голландского торговца животными жирами Demeter. Год назад Neste купила Mahoney: семейная компания была открыта в 1953 году, они начинали с продажи жира на рынках глицерина и кормов для домашних животных. Mahoney выросла за счет скупки небольших предприятий, и сейчас компания владеет 40% рынка в штате Иллинойс и 8% по стране. Цена покупки Neste не разглашается. Бейнс говорит, что намерен в ближайшие годы увеличить бизнес в пять раз. Их самые надежные клиенты — сети вроде Buffalo Wild Wings, Hooters, Burger King, у которых, как объясняют Neste, «маржинальность жарки» составляет около 40%, а это значит, что из 100 фунтов (45,3 кг) свежего пищевого масла 40 фунтов (18,1 кг) останутся в еде, а 60 фунтов (27,2 кг) — заберет Mahoney.

Космос, зеленая энергетика и Китай: во что инвестировать состоятельным клиентам в 2021 году

Экономические показатели выглядят реалистично. На спотовом рынке пищевой жир можно приобрести примерно за $0,3 за фунт (0,45 кг). Для сравнения — свежее масло стоит $0,7 центов. Для производства одного галлона биодизеля нужно 7,5 фунтов (3,4 кг) использованного масла стоимостью около $2,25. Обычный дизель стоит примерно $2,5 до налогов. Сегодня программа субсидирования биодизеля включает в себя федеральные мандаты на его производство и налоговые кредиты в размере $1 за галлон, действие которых Дональд Трамп продлил на пять лет до ухода с должности президента. В Европе поддержка еще обширнее.

 

Neste, которая выпускает почти 10 млн литров в день, — крупнейший в мире производитель возобновляемого дизеля. Компания верит в долгосрочные перспективы рынка для этого топлива, чье преимущество перед этанолом заключается в том, что это биотопливо взаимозаменяемо с обычным дизелем и может быть добавлено к нему. Этанол, напротив, плохо смешивается с бензином. И, поскольку, электрификация транспорта, вероятнее всего, начнется с легковых автомобилей, они полагают, что спрос на дизель сохранится дольше.

«Легкие планеты — океан, а не деревья»: глава подводной федерации Жака Кусто Анна Аржанова — о будущем Земли

Сейчас Бейнс намеревается найти покупателей, которые готовы доплатить за сертифицированные виды биотоплива и принять участие в замкнутой углеродной экономике. Например, в Окленде, штат Калифорния, Neste собирает жир из ресторанов и превращает его в возобновляемый дизель для муниципального парка грузовиков. Тем временем, в Нидерландах McDonald’s поставляет Neste примерно 1,3 млн л использованного масла в год, а затем их поставщик логистических услуг приобретает примерно такое же количество возобновляемого дизеля.

Хотя Neste еще не скоро истощит запасы использованного пищевого жира, компания уже ищет другое сырье, чтобы к 2025 году получать 100% сырья из «отходов и остатков». Под ними компания подразумевает опилки, водоросли и пиролиз пластика. Пиролиз — это тепловое разложение, вызванное воздействием на материал высокой температуры в отсутствие кислорода, так что вместо горения он трансформируется. В случае совместного предприятия Neste с Alterra Energy пиролиз будет использоваться для превращения 120 т переработанного пластика в день в гудрон. Alterra уже управляет заводом мощностью 60 т в день в Акроне, штат Огайо. Вместе с Neste она планирует построить в Европе завод мощностью вдвое больше, который будет поставлять около 29 млн литров синтетического топлива в год.

Koustav Samanta·REUTERS

Генеральный директор Alterra Фред Шмук видит замкнутую экономику в действии. «Материал уже был переработан. Мы восстанавливаем его до первоначальной формы, а затем отдаем переработчикам в качестве сырья. С учетом того, что Европейский Союз законодательно закрепил стоимость углерода, и США, вероятно, последуют за ним, сжижение будет пользоваться большим успехом», — говорит он. Neste планирует увеличить бизнес по переработке топлива в масло на несколько десятков миллионов галлонов в год, используя тысячи тонн пластиковых отходов в день.

 

Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России

Звучит масштабно, и это лишь начало. В прошлом году американские потребители использовали почти 7 млрд литров биодизеля, но более 177 млрд литров обычного дизеля. Аналитик Джейсон Гэйбелман из Cowen & Co. полагает, что объемы производства биодизеля по всему миру составляют 44 млрд литров, тогда как общий объем рынка дизеля равен 430 млрд галлонов. Гэйбелман сомневается в том, что Neste удастся сохранить прежние темпы роста и присваивает ценным бумагам компании рейтинг «ниже рыночных». Тем временем, аналитики Tudor, Pickering & Holt считают, что возможные негативные события уже учтены в цене и считают вложения в компанию надежной ставкой на декарбонизацию (переход к водородной энергетике обосновываемый необходимостью снижения выбросов в атмосферу углекислого газа. — Forbes).

При $30 за АДР (американские депозитные расписки. — Forbes) рыночная капитализация Neste составляет $45 млрд и примерно в 30 раз превышает выручку за 2020 год, причем дивидендная доходность равна 1,2%, а чистая задолженность — нулю. Подождем квартальную отчетность, которая выйдет 29 апреля.

Перевод Натальи Балабанцевой

 

30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes

30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes »
30 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости