Покупатели требуют рыбы. Как побороть браконьеров рыночными методами
Фото Soe Zeya Tun / Reuters

Покупатели требуют рыбы. Как побороть браконьеров рыночными методами

Андрей Винников Forbes Contributor
Фото Soe Zeya Tun / Reuters
Рядовые покупатели в развитых странах давно научились выделять из всего многообразия товаров продукцию, произведенную на экологически устойчивых промыслах без нанесения ущерба морским экосистемам. В России потребители больше руководствуются ценой товара, нежели безопасностью его происхождения для окружающей среды

В этом году четыре рыбопромышленные компании Камчатки, добывающие тихоокеанских лососей, вышли на финальную стадию сертификации промыслов по стандартам Морского попечительского совета (MSC). Еще один рыбокомбинат находится на начальном этапе этого процесса.

Желание доказать экологическую устойчивость своих промыслов высказывают и подтверждают даже не отдельные предприятия, а целые группы рыболовецких компаний: в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне это Ассоциация добытчиков минтая, Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока, Межрегиональная ассоциация «Ярусный промысел»; в Баренцевоморском регионе — группы компаний «Норебо», «Ф.Э.С.Т.», Союз рыбопромышленников Севера, Северо-Западный рыбопромышленный консорциум и другие. В чем же причина такой активности?

Ориентация на экспорт

Разумеется, бизнес прежде всего нацелен на прибыль. Компании не стали бы тратить значительные средства, если бы эти вложения не были экономически обоснованы. Мы не ставим под сомнение наличие и альтруистических порывов рыбаков — в конце концов они заинтересованы в том, чтобы в морях в достаточных количествах для рентабельного промысла были водные биоресурсы. Но сертификация MSC — долгий, трудный, дорогостоящий путь, и не каждая компания готова идти по нему в одиночку. Вместе с тем это тот случай, когда интересы рыбаков и экологов сходятся.

Природоохранные стандарты, которые MSC предъявляет сертифицирующим свои промыслы компаниям, не идеальны, но на сегодняшний день они стоят далеко впереди прочих подобных экологически значимых процедур.

С природоохранной точки зрения MSC-сертификация промыслов «диких» водных биоресурсов, а также цепочек поставок произведенной из них продукции — лучший механизм сохранения морских экосистем. Это действенный инструмент в противостоянии незаконному, нерегулируемому и несообщаемому (ННН) промыслу.

Необходимо отметить, что сертифицироваться стремятся компании, активно выходящие со своей продукцией на международный рынок. Наличие экологической маркировки — важное требование как компаний-посредников, переработчиков, торговых сетей, так и конечных покупателей. Рядовые потребители в странах Европы, Северной Америки и Японии готовы незначительно переплачивать за морепродукты, на которых стоит знакомый символ MSC.

Более того, они сознательно выбирают продукцию устойчивых промыслов. Сегодня товары с эколейблом уже не дань моде, а требование покупателей. Все это справедливо для развитых зарубежных государств. В России мало кто обращает внимание на отличительный знак продукции с устойчивых промыслов.

Как воспитать российского потребителя

Для борьбы с ННН-промыслом легальным рыбакам, государственным структурам и покупателям необходимо выступить единым фронтом. Прозрачность цепочек поставок — ключевой момент в борьбе с браконьерством.

В свое время у WWF Германии на продвижение товаров под эколейблом MSC на немецком рынке ушло порядка 10-15 лет. Здесь стоит учитывать, что Германия — европейская страна с высоким уровнем экологической сознательности населения и низким количеством посредников между добытчиком и конечным покупателем. В России и отношение к природе несколько иное, да и первый MSC-сертификат отечественная рыбодобывающая компания получила лишь в 2009 году.

Вместе с тем в том, чтобы сделать товар с экологической отметкой популярным на российском рынке, заинтересованы не только рыбаки и экологи. Основную роль здесь должны сыграть торговые сети. Именно на их плечи в основном ложится обязанность привить знания о разнице между сертифицированными и несертифицированными товарами рядовому покупателю. Крайне важно, чтобы симпатии потребителей были на стороне экологически ответственных организаций и рыбаков. В конечном счете именно покупатель голосует рублем.

В этот момент незначительная наценка, которую имеет экологически сертифицированная продукция, может оказаться определяющей и сыграть не в пользу морепродуктов с устойчивых промыслов. Именно поэтому важно не только продвигать принципы ответственного отношения к природе в узком кругу заинтересованных, но и неразрывно связывать бренд MSC в сознании покупателя с важностью личного вклада в сохранение морских экосистем.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться