Загрузка...
Подождите, идет загрузка

Юрий Гладильщиков про кино

20 ноября 2009 14:50

В защиту Нью-Йорка

Одно из личных огорчений последнего времени: у нас недооценили фильм «Нью-Йорк, я люблю тебя». Публике он вообще-то нравится. Мои ходили на просмотр в прошлую субботу — и зал аплодировал. Но некоторые критики сморщили носы — и это способно кого-то отпугнуть.

«Нью-Йорк» — продолжение проекта, начатого фильмом «Париж, я люблю тебя». Это тоже альманах, состоящий из коротких фильмов о любви и не только, снятых известными, за редким исключением, режиссерами, с участием бессчетного числа суперзвезд. Среди режиссеров «Нью-Йорка» — Шекар Капур, Мира Наир, Цзян Вэнь, Фатих Акин, Натали Портман, Бретт Ратнер, Иван Атталь. Одна из двух главных претензий к альманаху — в том, что «Париж» был куда лучше. Но как продюсерский проект «Нью-Йорк» гораздо более радикален.

Во-первых, продюсеры решились отцепить от основного фильма две новеллы, чуточку выпавшие из контекста. В некоторых странах их не увидят — в российской версии они есть. Именно этими двумя новеллами фильм открывается (надеюсь, такой подход будет соблюден и в DVD-версии, которая должна выйти у нас 26 ноября). Это фрагменты от Андрея Звягинцева и Скарлетт Йоханссон. Порадовались бы за Звягинцева — все-таки редкий наш режиссер, которого ценят в мире! Но эти новеллы у нас ругают особо, хотя обе — замечательные, отличаются тем, что именуется кинокультурой. Звягинцев, например, сделал мини-вариацию на темы «Блоу-ап» Микеланджело Антониони. В «Блоу-ап» фотограф снимал влюбленную парочку в парке, а увеличив дома снимок, обнаружил, что на самом деле снял убийство. У Звягинцева мальчик снимает на видео влюбленную парочку на мосту, но, увеличив изображение, понимает, что нечаянно запечатлел момент не любовной страсти, а окончательного трагического расставания. Примечательно, что на крупном плане понимаешь, ничего не слыша, как героиня приглашенной Звягинцевым актрисы Карлы Гуджино произносит: Ple-e-ease!

Во-вторых, продюсеры пошли на рискованнейший и очень интересный эксперимент. После новелл и Звягинцева, и Йоханссон идут — дважды — длинные титры ко всему фильму (между прочим, хитрый трюк, чтобы ублажить спонсоров — модные торговые бренды. Зрители от нечего делать вчитываются в их список — а после фильма не вчитались бы, сбежали). Зато потом — почти два часа без антракта. В отличие от прочих киноальманахов, новеллы здесь не отделены одна от другой, а объединены в подобие цельного фильма о парадоксах любви. Только в самом конце мы узнаем, кто из режиссеров над каким фрагментом работал. Разве не интересно?

Другая претензия к фильму: в нем нет NY — Нью-Йорка. А вот Париж в фильме «Париж, я люблю тебя» был узнаваем. Очень любопытная проблема. По мне, NY в «Нью-Йорке» даже слишком много. Прежде в каждой картине про NY мелькали башни-близнецы. В этом фильме раз десять мелькает Эмпайр-стейт-билдинг, в кадр лезут Центральный парк, Бруклинский мост и другие достопримечательности. Отчего же возникает обманчивое впечатление, будто NY мало? Да потому что выдержать киноконкуренцию с Парижем невозможно.

Столица Франции — самый киногеничный город на свете. Это единственный город, который распознается на экране моментально. Включаешь телевизор — идет незнакомый фильм, в котором машина едет по узкой кривоватой улочке с магазинчиками и кафе, — и ты моментально понимаешь, что это Париж, хотя тебе не показали ни Эйфелеву башню, ни Елисейские поля. Точно так же мгновенно распознается Лондон, но его в кино легко подделать, напихав в кадр особые лондонские такси, пабы, двухэтажные автобусы, специфические телефонные будки и т. д. Улицы Парижа не подделаешь. В другом городе Париж не снимешь. Нью-йоркские же улицы на крупных и средних планах в 1990-е, когда резко упал курс канадского доллара, зачастую снимали в Торонто, потому что выходило дешевле. И зрители, даже ньюйоркцы, не замечали подмены. Точно так же в советские годы Западную Европу имитировали в Прибалтике.

Так-то! Ищите в хороших фильмах хорошее, находите и не предъявляйте к ним бессмысленные претензии.

Темы: Звягинцев, Йоханссон, кино, Нью-Йорк

Обсуждениe: 8 комментариев
hunterhunter21-11-2009 19:52
Специально по такому поводу создал себе новый аккаунт. У меня есть претензия, против которой Вам, Юрий, будет нечего возразить. В "Нью-Йорке" мало афроамериканцев, что непростительно для альманаха, одной из главных тем которого является мультикультурализм. В фильме есть евреи, латиноамериканцы, индусы, китайцы. Но чернокожие жители Америки присутствуют лишь на третьих ролях. Один появляется в вырезанной новелле Йоханссон, другой - в одной из связующих вставок. Вторая проблема "Нью-Йорка" - это его неодинаковый уровень. Для справедливости скажу, что в "Париже" было то же самое. Но там продюсеры не стали создавать видимость сюжетного единства. Получилось что-то вроде "у каждого свой Париж", и это было правильным решением. Здесь же, несмотря на две убранные новеллы, всё равно видна разница авторских подходов. Новелла Капура, написанная Мингеллой, заметно выделяется на общем фоне. Однако ее убрать было нельзя не столько из-за Капура, сколько из-за Мингеллы. Поэтому мне "Нью-Йорк, я люблю тебя" понравился на уровне отдельных новелл, но не целиком.
Юрий Гладильщиковyuriy_gladilshchikov22-11-2009 16:44
Максим, привет! Во-первых, приветствую ваше появление на сайте, во-вторых, оцениваю вашу иронию, которая, вероятно, гласит о том, что фильм вам в целом не нравится (при этом я согласен с тем, что он политкорректен - но иным фильм про суть любви в Нью-Йорке быть, наверное, не может). В-третьих и четвертых - по поводу продюсерских решений. А почему вам не по душе, что продюсеры перемешали новеллы между собой, превратив фильм не в традиционный альманах, а в нечто нестандартное и сумбурное? И неужели вас не впечатлила (отрезанная продюсерами от основного сюжета) новелла Скарлетт Йоханссон, которая, по-моему, свидетельствует о том, что девушка не просто снималась у талантливых режиссеров, а усвоила, как делается кино? Кадр в ее новелле - абсоютно коэновский. Выбор на единственную главную роль такого маргинала, как Кевин Бейкон - тоже не последнее дело. И разве не прекрасно ощущить вдруг в финале этой короткой новеллы, в чем ее суть? Новелла - про маленького человека. У гоголевского Башмачкина была мечта о шинели. У этого маленького - своя американская мечта: о маленьком местном счастье. Он серьезно одевается. словно большой клерк, куда-то едет на метро, приезжает на нью-йоркское побережье - покупает гамбургер, картошку и колу, садится на скамейку напротив затуманенного солнца - и тут-то обретает счастье, тут-то понимает. что жизнь не так погана, а сам он не так мелок, как кажется другим и самому себе.
Elena Nmussilda7322-11-2009 18:25
Согласна с Вашей оценкой фильма. Но есть еще два города, узнаваемых на экране. Это Венеция и Амстердам.
Николай Романковnikolay_romankov22-11-2009 18:56
И по-моему оба фильма (Париж и Нью-Йорк) равноценны.
hunterhunter22-11-2009 21:17
Юрий, если говорить конкретно о Йоханссон, то ее новелла как раз относится к числу тех, что мне понравились. Я был приятно удивлен, что одна из самых гламурных по нынешним временам актрис продемонстрировала себя самым артхаусным режиссером из всех. Я даже стал к ней лучше относиться. Я просто хочу сказать, что если бы продюсеры не решили создать видимость целостного художественного полотна, то вообще бы ничего не пришлось вырезать. Вспомните "парижские" новеллы про мимов и вампиров. Они определенно выбиваются из общей стилистики, но их не стали убирать. А в "Нью-Йорке" формальное единство достигнуто, но, если оценивать его именно как единый, связный фильм, то я скажу, что он очень неровный.
Юрий Гладильщиковyuriy_gladilshchikov23-11-2009 02:15
Для mussilda73: Спасибо! Но все-таки Венецию тоже легко скопировать на экране, поместив костюмированного гондольера в декоративный канал, сфабрикованный хотя бы и в павильоне "Мосфильма". А Амстердам, при все уважении к нему (и скопированному с него Петербургу) не так узнаваем массовой мировой публикой.
Юрий Гладильщиковyuriy_gladilshchikov23-11-2009 02:35
Для Nikolaya_Romankova: спасибо, я тоже так считаю! Для Максима Товкача: не о чем спорить. Почти со всем согласен. Но есть некоторые принципиальные вещи. Почему вы считаете мою любимую Скарлетт гламурной актрисой, если она старалась не сниматься в плохих фильмах? В свои 25 девушка умудрилась сыграть в трех картинах, например, Вуди Аллена. Ничего себе! В главных ролях! Ясно, что она при этом не имела супергонораров, соглашалась - ради работы в Алленом - на американские копейки. По-моему, она очень хорошая актриса и очень творческий человек.
hunterhunter23-11-2009 22:21
Всё дело в том, что после своего успеха у Софии Копполы Йоханссон очень быстро стала медийной персоной, завсегдатаем глянцевых журналов и всевозможных рекламных кампаний. С такими сторонними доходами можно и за копейки посниматься.
Обсуждение на Facebook
О блоге

Заметки профессионального киномана — для тех, кто выбирает, что посмотреть, и просто для любителей занимательного чтения.

Темы дня
  • Самое читаемое
  • Самое комментируемое

Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу детей больных раком