Ниндзя против Запада | Forbes.ru
$58.76
69.55
ММВБ2139.74
BRENT62.30
RTS1147.39
GOLD1255.52

Ниндзя против Запада

читайте также
+26664 просмотров за суткиСамые переоцененные звезды Голливуда 2017. Рейтинг Forbes +410 просмотров за суткиШеф-повар Янник Аллено: «Мировой гастрономии нужны русские шефы» +1438 просмотров за суткиОткрытка от художника — дорогой подарок на Новый год +485 просмотров за суткиНе упустить ни капли: как собрать стоящую коллекцию вин +3057 просмотров за сутки7 принципов идеального текста: уроки известных писателей +15659 просмотров за суткиВозьми печеньку: чем удивит Android 8.0 Oreo +852 просмотров за суткиПраво руля: в чем кроется успех японского автопрома +1637 просмотров за суткиВ сторону сванов: ваш новый маршрут по Грузии +141 просмотров за суткиЗажгли звезды: 17 ресторанов Бангкока вошли в гид Michelin +99 просмотров за суткиПолет мечты. Первый, Второй и другие законы шампанского маркетинга +32 просмотров за суткиКак силой мысли управлять автомобилем и строить из шелухи гречихи +689 просмотров за суткиКак самый популярный блогер YouTube зарабатывает на расистских видео +204 просмотров за суткиДо мировой премьеры балета «Нуреев» осталось несколько часов: какую цену платит Большой? +20 просмотров за суткиСтивен Дюкар, экс-директор музея Tate Britain: «Я знаю, как собрать £7 млн на искусство» +327 просмотров за суткиПро секс и про теннис. Фильм недели: «Битва полов» +104 просмотров за суткиНеделя потребления: день рождения фонда «Артист», ужин Blancpain и черный квадрат Piquadro +81300 просмотров за суткиДоступ открыт: 7 безвизовых стран, о которых вы никогда не слышали +505 просмотров за суткиВаше сиятельство: лучшие новогодние елки — 2017 +5428 просмотров за суткиСамые высокооплачиваемые блогеры YouTube — 2017. Рейтинг Forbes +334 просмотров за суткиПродает и показывает Владивосток: современное искусство с молотка, недорого +2117 просмотров за суткиСамые высокооплачиваемые музыканты в мире — 2017. Рейтинг Forbes
ForbesLife #ForbesLife 01.12.2009 14:24

Ниндзя против Запада

Противоречивые, но наводящие на странный политический вывод впечатления вызвал фильм «Ниндзя-убийца». В Америке он появился в прошлую пятницу, у нас выйдет на этой неделе, 3 декабря.

Несмотря на название, напоминающее о третьесортных боевиках, фильм — голливудский. Сделан Warner Bros., спродюсирован акулой кинобизнеса Джоэлом Сильвером, за спиной которого все «Смертельные оружия» и «Матрицы» и почти все «Крепкие орешки». Вдохновителями проекта и сопродюсерами Сильвера стали братья Вачовски. Именно они пригласили поставить картину своего протеже Джеймса Мактига, который работал у них вторым режиссером на съемках «Матриц», а в 2005-м снял по их сценарию «V как вендетту» с Натали Портман. И вот это очень интересно. Тут есть о чем напомнить.

Большинству кинематографистов, даже голливудских, свойственны левые в западном понимании взгляды. Они любят большие гонорары, но ненавидят капитализм с его социальным неравенством и, разумеется, все формы тоталитаризма, давления на личность со стороны государства. Поэтому в киномоду в последние годы вошли реальные персоны 1960-1980-х, которых официально именовали врагами общества №1: революционеры, идейные грабители, европейские террористы. Их можно увидеть в «Команданте», «Че Гевара: дневник мотоциклиста», «Че», «Враге государства», «Комплексе Баадер-Майнхоф». Вачовски  и Мактиг не снимали картин про реальных террористов. Но они как законченные либералы делали антиутопии об опасности тоталитарного будущего. В итоге именно их «V как вендетту» можно счесть самым громким в истории кино гимном революционному террору. В финале героиня Портман ради торжества свободы и личности взрывает весь офисно-правительственный (ставший в будущем фашистским) Лондон с его Парламентом и Биг-Беном.

Но если «V как вендетта» — в политическом смысле крайне левое кино, то «Ниндзя-убийца» — крайне правое.

По виду это кровавый гиньоль, в котором ниндзя непрерывно отрубают головы и конечности спецназу, простым гражданам и друг другу. Одна из кровавых разборок — привет Виму Вендерсу и его «Небу над Берлином» — происходит на берлинской площади Гроссер-Штерн под памятником с легендарным золотым ангелом на вершине колонны. Консультанты режиссера по дракам утверждают в пресс-релизах фильма, будто ставили перед собой одну-единственную задачу: вернуть в Голливуд жанр martial arts, картин про боевые искусства.

Но смотришь — и ощущаешь, что все не так просто. Мечи мечами, сюрикены (это метательные звезды ниндзя) сюрикенами, но фильм в какой-то момент начинает походить не на развлекательное, а на актуальное политическое кино — доказывать, будто тайные кланы убийц-ниндзя существуют на самом деле, выполняют политические заказы по всему миру и т. д.

Вы скажете: это все игра на публику, обожающую теории загавора. ОК, будем считать, что это всего лишь игра. Но то, что «Ниндзя-убийца» содержит в себе четкое послание зрителю, отрицать трудно.

Тут мы вернемся к безумной кровавости фильма, потому что именно в ней — ключ к смыслу. Когда умеющие слиться с тьмой ниндзя неожиданно атакуют — сверху, со всех сторон — беспомощных солдат, которые (несмотря на полную боевую выкладку) только и способны, что слепо палить во все стороны, и не просто убивают этих солдат, а разрывают в клочья, совершенно очевидно, с кем ассоциируют своих ниндзя Мактиг и стоящие за ним Вачовски. Это в точности атака Чужих из «Чужих» и Хищников из «Хищников». Большое кино впервые за долгие годы объявляет, что человечество делится на людей и чужих. Люди в фильме — это представители западной цивилизации, к которым относят и нас (экс-агент КГБ пытался проникнуть в тайны ниндзя — и его тоже убили). Чужие — не то чтобы представители какой-то расы или нации (в кланах ниндзя из фильма — дань политкорректности — можно найти всех). Но уж точно — агенты некой другой цивилизации. Стоит напомнить, что чужой (alien, в средневековом понимании слова) — синоним дьявола.

Не знаю, можно ли на основании одного-единственного фильма делать глобальные выводы. Но изменение мышления западных кинолеваков в данном случае налицо. В 1980-1990-е на Западе правила бал политкорректность, смысл которой сводился к вполне советской идеологической формулировке: все люди — братья. Теперь вчерашние либералы Мактиг с Вачовски утверждают: нет, не все люди — братья. Ты-то будешь считать, что все тебе братья. А кто-то тебя в ответ — сюрикеном. А кто-то (уж рискнем дополнить логику Мактига) — демонстрацией против праздника Рождества, потому что он оскорбляет чувства адептов других религий. Причем единственной силой, способной противостоять чужим, в «Ниндзе-убийце» оказывается то, против чего Вачовски и Мактиг так горячо выступали и в «Марицах», и в «V как вендетте», — система контроля, власти, государства.

Новость: Швейцария запретила строительство минаретов. Что-то, однако, на Западе происходит.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться