Государственные закупки
Сегодня на коллегии Минэкономразвития рассматривался вопрос о 94-ом Федеральном законе, то есть о том, как надо размещать государственные заказы. Предполагается, что постепенно все должно свестись к аукциону. Лучше - электронному. Кто предложил более дешевый продукт, тот и стал государственным поставщиком. И, в принципе, это правильно. Правильно в 90% случаев. Может быть, в 99%.
Но есть оставшиеся случаи, в которых этот закон работает плохо. Например, представьте аукцион с формулировкой "А кто дешевле всех поставит балет "Золушка"? Можно предположить, что победит в этом конкурсе не великий режиссер, а Вася Пупкин, который действительно осуществит постановку спектакля. Вам или мне может не понравиться, но спектакль вышел на сцену. Это уже вопрос оценки, хороший он или плохой.
Я немного утрирую, с авторскими правами что-то потихоньку стало урегулироваться, но вот, например, как на аукцион выставить проектирование здания Театра оперы и балета? В мире десяток компаний, которым можно доверить такую работу. Десять, если не меньше, компаний, имеющих опыт, то есть реально реализованные проекты. А победит ведь тот же Вася Пупкин, пусть имеющий лицензию, но никогда не строивший театра, по крайней мере, великого театра. Очевидно, что великий архитектор на такой аукцион не придет. Он не может конкурировать в стоимости за создание некоего здания театра. Он создает великий театр, а это иная стоимость, кстати, не всегда намного более высокая. Просто великие архитекторы конкурируют на поле поиска идей. Цена, скорее, предопределена трудоемкостью проекта. Она примерно одна у всех конкурсантов. А тут появляется тот кому не надо конкурировать на поле идей, только на поле цены. Понятно, что он выиграет, причем выиграет потому, что предложит на копейку дешевле.
Говорим об этом годы, а ничего не меняется. До 94-го закона покупали дорого плохой товар, спасибо новому закону - стали покупать дешевле, но тот же плохой товар. Наполовину проблема решена, но только наполовину. Надо уже находить какое-то решение. Почему бы, например, не предоставить право законодательным органам субъектов Федерации хотя бы по объектам, представляющим исключительную значимость, принимать решение о проведении конкурсов не только по критерию цены. У федералов такая процедура есть. Правительство имеет возможность принять такое решение. Субъектам Федерации предлагается идти через решение федерального правительства. Что это, полное недоверие субъектам? В том числе, их законодательным органам? В конце концов, субъект тратит собственные деньги, а не федеральные.
Кстати, в ближайшее время Минэкономразвития будет проводить конкурс по выбору пяти электронных площадок. На этих площадках будут осуществляться электронные торги, и ими обязаны будут пользоваться все органы госвласти, как федеральные, так и региональные. Вы думаете, этот конкурс пройдет по 94-му закону? Отнюдь. Это не будет аукцион, это будет конкурс, то есть тот инструмент, который предназначен для реализации 94-го закона, будет выбран в результате процедуры, которая признана несовершенной и подлежащей искоренению.
Есть о чем задуматься.