Инвестиции: по любви или по расчету?

Анализ рынка или собственные пристрастия — что важнее, когда выбираешь, каким бизнесом заняться?

Этот блог я пишу под стук колес поезда Ханой — Сайгон. В «Сколково» начались каникулы, студенты разъехались по миру на отдых. Через несколько часов я окажусь на вокзале города Нячанг (Nha Trang). Там меня встречает Владимир, 82-летний военный летчик в отставке. Он отвезет меня в рыбацкую деревушку на берегу теплого Южно-Китайского моря.

Двенадцать лет назад Владимир приехал сюда из Парижа (куда когда-то эмигрировал из Югославии) женился на местной девушке и построил вдали от популярных среди туристов пляжей небольшой дом и с десяток бунгало, назвав все это «Рай», Paradise. Его гости — в основном французские интеллигенты — очень ценят семейную атмосферу отеля: многие приезжают сюда из года в год. «Красивое море, теплое солнце круглый год и вкусная домашняя еда. Ну разве не рай?» — говорил мне Владимир четыре года назад, когда я впервые случайно обнаружил его отель, путешествуя по Вьетнаму.

Отель для него не только возможность воплотить в реальность мечту, но и неплохое вложение. В свое время Владимиру удалось приобрести часть пляжа за смешные деньги — около $9 за квадратный метр. Теперь цены на побережье Нячанга подскочили до $4000 за метр. Кроме того, недавно путеводитель Lonely Planet включил Paradise в число рекомендуемых мест для отдыха путешествующим по Вьетнаму. Поэтому даже кризис не сильно ударил по бизнесу Владимира, в отличие от большинства других отелей на побережье.

Я вспоминал Владимира на одной из последних лекций в «Сколково». Незадолго до каникул к нам приходил Рустам Тарико, владелец «Русского стандарта». Создав успешный водочный бренд, он сумел построить не менее успешный розничный банк. На встрече с Тарико я спросил у него, какой рынок в России сейчас наиболее перспективен. Но конкретного ответа не последовало. «Самое главное, чтобы вы искренне любили свое дело. Сам бизнес должен приносить вам удовольствие, и тогда все получится», — ответил Тарико.

Нас, конечно же, учили в «Сколково» самим определять, в какой бизнес стоит инвестировать. Одним из самых эффективных инструментов для принятия такого решения является коэффициент NPV (net present value). Этот показатель рассчитывает стоимость денег во времени, используя так называемый коэффициент дисконтирования. Он становится все более популярным и часто применяется инвестбанкирами при оценке потенциала того или иного бизнеса. Инвестиционные решения, основанные на расчетах NPV, часто дают большую прибыль в итоге.

Любовь к своему делу — то, что объединяет владельца небольшого отеля во Вьетнаме и одного из богатейших предпринимателей в России. Это то чувство, что заставляет тебя выпрыгивать из кровати и бежать на работу каждое утро. И эту страсть никак не измерить скрупулезными расчетами NPV.

Новости партнеров