Такие у нас теперь Холмсы | ForbesLife | Forbes.ru
$57.51
68.77
ММВБ2051.63
BRENT56.88
RTS1123.24
GOLD1297.31

Такие у нас теперь Холмсы

читайте также
+21 просмотров за сутки«Матильда» — героиня нашего времени. Почему кинотеатрам не стоило отказываться от показов фильма Учителя +228 просмотров за суткиФильмы недели: «Тайна 7 сестер» и «Про любовь. Только для взрослых» +10 просмотров за суткиФильмы недели: биткоины XVII века и подросток-меломан +4 просмотров за суткиКак в кино: 5 часов спецагентов и супергероев +13 просмотров за суткиСамые высокооплачиваемые актеры мира — 2017: рейтинг Forbes +5 просмотров за суткиРуководители «Амедиа Продакшн» в интервью Forbes: о секретах успеха телесериалов и инвестициях +7 просмотров за суткиПопали в кадр: фильмы о настоящих миллиардерах +4 просмотров за суткиКак мы перестали бояться идущего на нас экранного поезда и полюбили кино: фильм недели «Люмьеры!» +3 просмотров за суткиНе тронь, бледнорожий, мою индианку: фильм недели «Ветреная река» +3 просмотров за суткиПик антифеминизма: фильм недели — «Роковое искушение» +3 просмотров за суткиДи Каприо против Трампа: актер объединяет знаменитостей для борьбы с решением президента +4 просмотров за суткиХотят ли европейские войны: фильм недели — «Дюнкерк» +5 просмотров за суткиНовый сезон «Игры престолов» как путеводитель по пляжному отдыху +9 просмотров за суткиПечальная баллада для шприца с пистолетом: фильм недели — «Дикая история» +10 просмотров за суткиТауэр под Пекином. Как снимали российско-китайский фильм с Джеки Чаном и Шварценеггером +7 просмотров за суткиДневник ММКФ. Люди-грибы, царевич, медведь и Св. Себастьян +3 просмотров за суткиДневник ММКФ. Сирийские иммигранты и горячие финские парни Аки Каурисмяки Книга на выходные: «Мир по "Звездным войнам"» 20 фильмов Московского кинофестиваля, которые жаль пропустить Глеб Фетисов: «Звягинцев, при всем своем творческом таланте, образец пунктуальности» Мира мало: фильм Бориса Хлебникова — главный призер «Кинотавра»
ForbesLife #кино 29.12.2009 16:14

Такие у нас теперь Холмсы

Фото Silver Pictures
Холмс Дауни-младшего и Холмс Ливанова не настолько противоречат друг другу, как кажется на первый взгляд

«Шерлок Холмс» вновь входящего в моду английского режиссера Гая Ричи, хотя и стартовал в Америке с места в карьер (больше $60 млн за первые три дня проката), несколько напряг тамошних зрителей с культурным багажом. А наших, из числа тех, кто читал Конан Дойля и пойдет на фильм Ричи в новогодние каникулы, и вовсе способен шокировать. Они ведь не только читали, но и по многу раз смотрели — любимые фильмы Игоря Масленникова с Василием Ливановым и Виталием Соломиным. У наших зрителей сложился канонический образ настоящего Холмса. Наиболее мягкой реакцией будет, наверное, та, которую продемонстрировала известная поэтесса и звезда авторской песни, сказавшая мне на выходе из зала: «Фильм мне, конечно, понравился. Но я слегка обижена за Холмса. Я ведь подлинная дойлистка и холмсистка».

Что и говорить: даже сам по себе выбор на роль Холмса Роберта Дауни-мл. — это чистое хулиганство. Только представьте себе: Холмса играет актер, внешность которого позволяла ему воплощать на экране Чарлза Спенсера Чаплина! Мы привыкли к истинному английскому джентльмену (да что там джентльмену — аристократу!) с лицом Ливанова. А тут — какой к черту аристократ! Актер, обладающий в Голливуде репутацией бузотера, в соответствии с первоисточником (а фильм, напомню, снят не по оригинальным сочинениям Конан Дойля, а по комиксам про Холмса и Ватсона, сочиненным одним из продюсеров фильмов про Гарри Поттера Лайонелом Вигремом) изображает такого же бузотера, забияку, которому в удовольствие драться на подпольном ринге, а потом, покидая поверженного соперника, прихватить чужую бутылку вина и хлебнуть прямо из горла. Еще Холмс Дауни-младшего связывается с международной авантюристской Ирен Адлер, но тоже не как связывался у Конан Дойля с Масленниковым. После одной такой встречи горничная отеля застает его голым и прикованным наручниками к спинке кровати. Причинное место накрыто подушечкой. В ответ на вопль ужаса, изданный горничной, Холмс, обаятельно улыбаясь — уж в обаянии-то Дауни-мл. не откажешь, — говорит: «Мадам, вы меня извините, но ключ к моей свободе (имеется в виду от наручников. — Ю. Г.) находится под этой подушкой».

Тут мы на минутку уйдем в сторону, чтобы заметить: фильм сделан очень хитроумно. Неджентльменство Холмса — кажущееся. Когда надо, он джентльмен. Там есть сцена в ресторане, где видно, что он умеет одеться как денди, носить дорогой костюм, ценить хорошую еду и редкое вино. Но все равно это не тот Холмс, к которому мы привыкли. Он постоянно бьет кого-то по морде, по ребрам, под дых — и получает в ответ. Палит из пистолета автоматными очередями. Вокруг него что-то постоянно взрывается и разлетается вдребезги. Ватсон, прячущий в тросточке длинный стилет, — его достойный компаньон: такой же отчаянный драчун и меткий стрелок. Вдобавок у нашего нового Холмса еще и некий ощутимый внутренний надлом, сдвиг по фазе, доставляющий ему неприятности. А у Ватсона свой порок: он игрок. Так что Холмс прячет от него деньги, а Ватсон в ответ — свои костюмы, потому что Холмс по житейской безалаберности их регулярно присваивает.

Так. Все, что может быть направлено вами против фильма, я вам подсказал. Теперь речь в защиту.

Самое поразительное, что фильм заслуживает звания интеллектуального. Причем интеллектуальной комедии. Перепалки Холмса с Ватсоном и Ирен Адлер на рекость остроумны — при этом замечательно переведены на русский.

Это очень культурный фильм. Ясно, что его делал именно англичанин, который знает и любит Лондон и все, что связано с его культурой и историей. Американец бы такой фильм не снял. Комикс комиксом, но Ричи показывает Лондон с немощеной проезжей частью и замызганными тротуарами.

Но самое интересное — другой, не такой, комиксовый, комический и т. д. Холмс Гая Ричи и Дауни-мл. все-таки имеет непосредственное отношение к Холмсу Конан Дойля — уж поверьте, я все детство зачитывался сочинениями про Холмса. Он только внешне другой. Но рискну утверждать, что глубинная верность характеру соблюдена безусловно. Холмс из фильма Ричи — такой же, как «настоящий Холмс», знаток всего, что относится к науке и криминалу. Он суперизобретатель. Он супернаблюдателен. Он рационалист до мозга костей, что и позволяет ему распутать сложное дело. При всей кажущейся загробности сюжета, при важной в фильме Ричи черной магии, при том, что преступник там восстает из мертвых, в финале торжествует материализм, в который Холмс верит как ни во что другое. Холмс, как и положено Холмсу, олицетворяет собой победу логики. Черная магия и ее разоблачение — это было сказано по другому поводу, но имеет отношение и к фильму Ричи.

Короче, Холмс Дауни-мл. и Холмс Ливанова не настолько противоречат друг другу, как кажется на первый взгляд. Гораздо больше противоречат им скучные сухопарые необаятельные педанты Холмсы из старых американских кино- и телеэкранизаций.

Поэтому нисколько не удивлюсь, если именно после такого фильма новое, не читавшее про Холмса поколение кинозрителей захочет узнать: а как там все описано у Конан Дойля?