Третьяковка как стартап | Forbes.ru
$59.16
69.48
ММВБ2155.82
BRENT62.46
RTS1147.61
GOLD1281.71

Третьяковка как стартап

читайте также
+887 просмотров за суткиДорогой кормилец: зачем модные бренды открывают собственные рестораны и чем рискуют +1758 просмотров за суткиБитва машин: 15 работодателей, которые борются за специалистов в сфере искусственного интеллекта +1381 просмотров за суткиГлавный рулевой: смогут ли каршеринг-сервисы заменить автолизинг +3867 просмотров за суткиОпасная зона: 10 признаков необходимости сменить работу +2336 просмотров за суткиУзник пармезана: смогут ли российские сыровары сделать сыр как в Италии +537 просмотров за суткиСцена или гардероб: как люди с аутизмом работают в сфере культуры +533 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +483 просмотров за суткиБольшие надежды: пять принципов выживания ресторанного бизнеса +340 просмотров за суткиВеликая мысль: 10 главных бизнес-теоретиков мира 2017 +253 просмотров за суткиАкадемический капитализм. Как американские университеты превращают исследования в бизнес +1119 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей +883 просмотров за суткиЗавтрак у Tiffany. Люксовые бренды, которые открыли свои кафе +260 просмотров за суткиПод каблуком: как штамп в паспорте влияет на выбор модели бизнеса +171 просмотров за суткиВзрывной бой: пять принципов борьбы Там Куи, которые пригодятся в бизнесе +136 просмотров за суткиОбщество с ограниченной ответственностью. Как домогательства на работе караются в России +132 просмотров за суткиМы едем к вам. Как курьерская доставка стала драйвером интернет-продаж +112 просмотров за суткиОксюморон власти: противоположные черты, которыми обладают лучшие начальники +76 просмотров за суткиКрестьянская фамилия. Почему социальные лифты времен революции оказались обманом +58 просмотров за суткиРезюме Мутко. Как оценивать работу российского чиновника? +48 просмотров за суткиДеньги на бочке. Торговец пивными кегами запустил производство, чтобы уйти с серого рынка +56 просмотров за суткиВсему голова: почему отлаженная система важнее яркого управленца

Третьяковка как стартап

Антон Сарайкин Forbes Contributor
Может ли государственная картинная галерея стать коммерчески успешной?

Вряд ли среди читателей Forbes найдутся те, кто не слышал о картине Малевича «Черный квадрат». А многие ли могут похвастаться тем, что видели ее вживую или хотя бы знают, где она выставляется? Между тем лучшие работы Малевича, Шагала, Кандинского и десятков других известных на весь мир русских художников XX века можно обнаружить в нашей Третьяковской галерее. Но не в той, что расположена в особняке в Лаврушинском переулке, где висят знакомые по школьным учебникам картины Шишкина и Васнецова. А в отдельном здании на Крымском Валу, больше известном как Центральный дом художника (ЦДХ). Очередей в отличие от здания в Лаврушинском нет. И это несмотря на уникальную коллекцию и громкие имена.

Помочь галерее на Крымском привлечь посетителей — такую задачу поставила Ирина Лебедева, новый гендиректор Третьяковки, перед нашей командой из пяти студентов «Сколково». Она проработала около 20 лет в галерее на Крымском Валу, а полгода назад ее назначили руководить всей Третьяковкой. Как и в случае с Cirque du Soleil, нашей команде необходимо за два месяца разработать рекомендации, которые помогут директору решить эту задачу. Выгода взаимна: принося пользу Третьяковке, мы одновременно можем научиться эффективной работе с госучреждениями. Работа над проектом — этап обучения в «Сколково», мы работаем, разумеется, бесплатно.

Мы начали с того, что попытались проанализировать лучший опыт в арт-индустрии. Встречались с профессионалами галерейного бизнеса и руководителями популярных учреждений культуры, например Большого театра. Беседовали с экспертами в области арт-менеджмента и рынка развлечений. Ну и, конечно же, изучали стратегии ведущих западных музеев современного искусства. Таких как нью-йоркские MoMa и Музей Гуггенхайма, парижский Центр Жоржа Помпиду, лондонская Галерея Тейт. Смотрели даже на галереи в Финляндии и Австралии. Помню, как меня поразили около года назад очереди в Tate Modern на платную выставку работ русских конструктивистов начала прошлого века. За несколько недель лондонской галерее удалось привлечь свыше ста тысяч посетителей, желавших увидеть произведения родоначальников советского дизайна и рекламы Александра Родченко и Любови Поповой, чьи работы в большом количестве хранятся в Третьяковке на Крымском.

Впрочем, чтобы понять основные проблемы галереи, не надо быть экспертом в музейном менеджменте. Достаточно побывать там и увидеть, как много нужно исправить. Про галерею попросту мало что известно не только туристам, но и многим москвичам. Само ее помещение спрятано в здании ЦДХ, на котором с Садового кольца можно легко заметить огромную вывеску «Росгосстрах» или анонс меховой ярмарки, но только не указатель на Третьяковку. Даже попав внутрь, вы не сразу найдете экспозицию. Говорить о развитой инфраструктуре вроде уютных кафе или магазина с широким выбором доступных по цене сувениров и вовсе не приходится. А чтобы заказать экскурсию, вам понадобится идти в основное здание в Лаврушинском. Там вам предложат заплатить 800 рублей и запишут в лучшем случае на дату через неделю или две! Неудивительно, что галерея на Крымском не пользуется особой популярностью.

Важно, что новый директор видит проблемы и понимает необходимость перемен. Но для преодоления этих трудностей требуются не столько значительные вложения, сколько специалисты, хорошо понимающие принципы эффективной работы галереи в рыночных условиях. И здесь полномочий гендиректора и его желания улучшить ситуацию будет недостаточно. Подумайте только: лишь менее 10% сотрудников музея моложе 35 лет!

Вот почему мы решили не ограничиваться списком рекомендаций и предложили Третьяковке пойти по пути, который выбрали многие успешные музеи. Сейчас мы заняты тем, что разрабатываем проект специализированного фонда, который будет выступать от имени Третьяковки и фокусироваться на двух направлениях — маркетинге и привлечении финансирования от спонсоров и попечителей. Сам же музей должен сосредоточиться на том, в чем традиционно силен, — научной и исследовательской работе, планировании экспозиций и выставок, а также пополнении и хранении уникальной коллекции.

По сути, речь идет о стартапе, в котором будут участвовать приглашенные профессионалы из бизнеса совместно с менеджментом галереи. Третьяковка — очень сильный бренд, который стоит в ряду самых известных и престижных музеев мира. Ни у нас, ни у большинства опрошенных нами экспертов нет сомнений, что многие российские и международные компании, а также частные инвесторы будут заинтересованы в работе с галереей. Вопрос лишь в том, как лучше использовать потенциал Третьяковки и какие именно уникальные преимущества сотрудничества с музеем нужно предлагать будущим партнерам. Ну и, конечно же, необходимо всерьез подумать о стратегии привлечения посетителей через последовательное продвижение галереи и построение эффективных коммуникаций с аудиторией.

В этом нам пригодятся полученные в «Сколково» знания и собственный опыт. В частности, многое из того, что мы изучали на уроках с профессором по стратегическому менеджменту Домиником Хо (Heau) из INSEAD и профессором по маркетингу Дэвидом Рибштайном из Wharton Business School, можно успешно применять на практике уже сейчас. Пригодятся и полученные навыки бизнес-моделирования и финансового планирования. Мы очень рассчитываем на то, что результаты нашей работы будут полезны галерее. И что в будущем Третьяковка на Крымском станет столь же популярной и успешной, как и другие ведущие музеи современного искусства в мире.

 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться