Зачем поддерживать бизнес-ангелов

temporary node Forbes Contributor
Инновации развиваются там, где есть люди, готовые рисковать своими деньгами

Я, возможно, очень счастливый человек. Ведь счастье — это прежде всего общение. А мне с общением везет. За год дважды пообщался, например, с бизнесменом с Аляски, который продал свою железнодорожную компанию чуть дороже, чем планировал. И четверть миллиона баксов потратил на благотворительность. Если что-то подобное припомните о тех, с кем общаетесь, порадуйтесь за себя.

Вот и на прошлой неделе я два дня провел в сообществе людей, каждый из которых пятую часть своего капитала добровольно тратит на создание чего-то нового. От разработки инвалидного инвентаря и биогазового оборудования до проектов вроде Google и Facebook. Этих людей называют бизнес-ангелами. В отличие от других инвесторов они поддерживают проекты на стадии первичной идеи, а не тогда, когда все уже понятно с моделью получения дохода, то есть берут на себя максимальный риск. При этом на последующих стадиях развития проекта они, как правило, уходят на второй план, их оттесняют венчурные фонды и фонды прямых инвестиций. Как, например, Бен Коул, бизнес-ангел проекта Yandex.ru, ныне член совета директоров компании.

Такие люди со всей Европы и собрались на прошлой неделе в Стамбуле на 10-й конгресс Европейской ассоциации сетей бизнес-ангелов (EBAN). Для меня вдвойне приятно, что в работе конгресса я участвовал не только как делегат, но и как номинант на получение приза «Лучший бизнес-ангел Европы». Победила француженка Вероника Кастело, основавшая свой первый бизнес в 23 года. Сейчас ей 45, она дважды создавала с нуля проекты в области медицины, которые выкупали в итоге стратегические инвесторы. Теперь помогает другим.

То, что я проиграл, неудивительно. Только во Франции около 3000 бизнес-ангелов, объединенных в 81 сетевое сообщество. Технопарк Sophia-Antipolis в Канне, объединяющий 1300 предпринимателей и дающий работу 30 000 сотрудникам, по словам одного из основателей Доминика Фаша, уже имеет большую выручку, чем весь турбизнес на Лазурном берегу, — €5,7 млрд против €5,5 млрд. На высокие технологии приходится 50% валового регионального продукта, тогда как в 1969 году, когда технопарк был основан, эта доля была всего 3%.

Нужно честно признать: Россия только в начале пути. У нас очень много амбициозных предпринимателей, но пока у них столько возможностей заработать деньги более простым способом, что не стоит надеяться на скорый рост сообщества бизнес-ангелов. Наше сообщество довольно разобщенное и слабое. В силу относительной «независимости» бизнес-ангелов от стандартных источников финансирования и поддержки (науки — по линии РАН и вузов, бизнеса — по линии Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере), объединяться еще сложнее. Но и отчаиваться тоже не следует. Нужно работать, учитывая при этом, что в благополучной Франции на строительство успешного инновационного бизнеса ушло 40 лет. Например, мы в Сибири создаем некоммерческое партнерство «Бизнес-ангелы Сибири». У каждого из наших партнеров свой круг компетенций, и вместе мы — реальная сила. Мы будем вести свою деятельность в трех крупнейших научных центрах Сибири — Новосибирске, Красноярске и Томске. Главная задача — получить поддержку на первом этапе работы.

Можно только поражаться PR-кампании, что развернута вокруг строительства нашего Сколково-2, тому, как медленно и трудно рождается программа поддержки венчурных партнеров у Российской венчурной компании. При этом мне очевидно, что не бывает инноваций без бизнес-ангелов и именно здесь нужна поддержка государства. В стране должны появиться сотни бизнес-ангелов, десятки сетевых объединений. Они должны получить налоговые преференции (как в Португалии), средства на проведение организационной работы (как в Польше), возможности по первичному фондированию (как в Турции). Это — актуальнейшая задача дня. С каждым днем кризиса число предпринимателей, желающих рискнуть, вложив деньги в технологический стартап, тает на глазах. Должны быть предприняты экстраординарные меры — вплоть до насаждения практики поддержки технологических бизнес-ангелов, выделения этой задачи как приоритетной, с соответствующим выделением средств из Фонда СРМФП, РВК, Роснанотеха. И упаси бог от централизации этого процесса — тогда это бесполезная трата времени, сил и денег. Ибо главное в нашем деле не деньги, а быстрота реакции на проблемы подшефного бизнеса и безграничное упорство в достижении поставленных целей.

Новости партнеров