Роль власти в экономическом развитии

Систематизировал все сказанное в ежегодных посланиях по теме «Экономический рост». Особый интерес для меня представляет не сам текст, а структура оглавления. Структурирование — самое важное в понимании :))

Модернизация экономики

Создание инновационных отраслей промышленности — наша основная цель. Необходимым условием перехода к инновациям яв­ляется здоровая и эффективная экономическая среда, которую мы должны сделать конкурентоспособной путем модернизации.

Что мы понимаем под модернизацией экономики? Стоит начать с формулировки того, что нас не устраивает: низкая производи­тельность труда, высокие затраты материалов и энергии, высокие инфраструктурные издержки. Но, может быть, это только последс­твия. А причина — в отсутствии мотивов. Мотивов к созданию собственного дела.

Почему все больше и больше молодежь заинтересована в ста­бильной зарплате в большой корпорации? Думаю, отчасти это свя­зано со структурой нашей экономики.

Крупные предприятия и государство заблокировали выход ма­лого бизнеса в сферы своей деятельности. На рынке слишком мало места для малого бизнеса. Это сдерживает не только его развитие, но делает неэффективной всю экономику.

Структурные преобразования в экономике

В машиностроении, дорожном, жилищном строительстве и других отраслях у нас огромные неповоротливые предприятия, не стремящиеся к развитию кооперации. Это — «натуральное хозяйс­тво» не только в жизни, но и в голове руководителя. В результате почти у любого промышленного предприятия огромный парк не­эффективно используемого оборудования.

Аналогичная ситуация в отрасли дорожного строительства, где дорогостоящая техника загружена на четверть. Заколдованный круг: техника простаивает, но предприятиям всё равно приходится её содержать и обслуживать, потому что на рынке нет предложения необходимых товаров и услуг. А эти услуги не появляются, потому что на них нет спроса. С чего начать? Начнем с самого простого.

Передача на аутсорсинг непрофильных функций

На всех предприятиях есть такие услуги, как уборка помеще­ний, общественное питание, бухгалтерия. Часть прогрессивных предприятий уже покупает эти услуги на рынке. Выделение этого бизнеса в самостоятельный, выстраивание договорных отношений, создание атмосферы взаимного доверия — это не только вопрос эко­номики, это вопрос новой технологии организации производства.

В чем задача краевой власти и муниципалитетов в этом вопросе? Думаю, своим примером мы должны поддержать новую организа­цию экономики. К концу 2011 года в муниципальном и государс­твенном секторе Пермского края не должно остаться штатных со­трудников, выполняющих функции уборки помещений, их охраны, оказывающих услуги в сфере общественного питания. Значитель­ный объем бухгалтерских, юридических и IT-услуг также должен закупаться на свободном рынке. Размещая свои заказы, мы созда­дим условия для развития специализированного малого бизнеса. Это задача блока «Управление государственными учреждениями» и Министерства развития предпринимательства края.

Кооперация в промышленности

Выделение непрофильных услуг — это лишь первый шаг. Сле­дующий — десятилетиями обсуждающийся — это кооперация.

Создание технопарков

Покупка нового оборудования и постановка его в ряд незагру­женного — это не шаг в модернизацию. Нам важно, чтобы современ­ное оборудование приобреталось малыми специализированными предприятиями, работающими по заказам сборочных производств. Именно в этих случаях нам следует оказывать государственную поддержку, именно для этого нам надо создавать технопарки. Вы­ращивать эффективные малые предприятия и разукрупнять бизнес — основное направление государственного влияния по техническо­му перевооружению промышленности.

Поручаю Министерству промышленности в течение года со­здать на базе крупнейших машиностроительных предприятий не менее двух технопарков для малого бизнеса. Считаю возможным финансирование запуска этих проектов из краевого бюджета.

Создание информационных возможностей

Мы понимаем, что живем в информационном мире. Но в пов­седневной жизни мы пренебрегаем информацией, не успеваем с ней работать. Необходимо создавать новые формы получения информа­ции о нишах и потребностях рынка.

Предлагаю Министерству промышленности создать центр суб­контрактации. Эта форма успешно зарекомендовала себя в других регионах. Это та информационная площадка, где малый бизнес сможет находить новые заказы, а крупные предприятия смогут их размещать.

Необходимо работать «под заказ» бизнеса, совместно с Перм­ской торгово-промышленной палатой брать на себя издержки подготовки различных бизнес-миссий, привлекать к работе иностран­ные посольства и наши торговые представительства за рубежом. Предлагаю создать формат работы представителей Пермского края в составе торговых представительств в одной из стран Центральной Европы и в Китае. Договоренность об этом с Министерством эко­номического развития России имеется.

Малый бизнес в государственной сфере

Пятая часть экономически активного населения Пермского края работает в малом бизнесе. В основном это торговля, строи­тельство и услуги.

Есть отрасли, в которых развитие малого бизнеса было бло­кировано бесперспективностью конкуренции с государством. Это здравоохранение, образование, социальные и жилищно-комму­нальные услуги.

За последние годы ситуация в крае изменилась. Этому способс­твовали наши стратегические решения:
— продажа предприятий в сфере строительства, содержания дорог и общественного транспорта;
— конкурсное размещение на рынке услуг здравоохранения, образования и социальной сферы;
— передача управления жилищным фондом частным управляющим компаниям;
— выплаты родителям детей, не посещающих муниципальные детские сады;
— спортивный сертификат;
— перепрофилирование детских домов и создание системы воспитания в приемных семьях;
— утверждение предельного тарифа на междугородные авто­мобильные перевозки.

В результате развиваются частные детские сады, частные ме­дицинские лаборатории. По заказу государства работают частные врачи общей практики и узкие специалисты. Весь автомобильный пассажирский транспорт — частный. Водоснабжение, энергетика, сетевое хозяйство — это тоже те сферы, из которых ушло госу­дарство.

Но это лишь начало пути. В Пермском крае свыше трех ты­сяч государственных и муниципальных учреждений. Большую часть того, что они делают, может делать малый бизнес. Перевод из государственных и муниципальных учреждений в рынок 12 000 рабочих мест к концу 2011 года — задача Министерства развития предпринимательства края.

Дизайн

Производимые в России товары, как правило, проигрывают за­рубежным аналогам. Причём порой не по качеству и надежности, а в дизайне и эргономике.

Расходы на промышленный дизайн для малого предприятия — тяжёлая нагрузка. Правительство готово разделить с бизнесом эти расходы. Созданный в прошлом году Пермский центр развития дизайна должен предложить пермскому бизнесу новый инструмент конкурентной борьбы — дизайнерское решение.

Энергоэффективность

Важное направление модернизации экономики — энергоэф­фективность. Низкая конкурентоспособность нашей продукции обусловлена в значительной степени ее энергоемкостью и в реаль­ном секторе, и в бюджетной сфере, и в ЖКХ.

Часто ли мы кипятим в электрочайнике столько воды, сколько нам необходимо именно сейчас, или нагреваем несколько раз один и тот же объем воды? Знаем ли мы, что пылесос с заполненным на треть мешком тратит на 40% энергии больше? Это те азы, которые преподают в школах стран, которые первыми столкнулись с необ­ходимостью экономии энергии.

Повышение энергоэффективности поставлено Президентом ключевой задачей модернизации экономики страны. В ноябре про­шлого года по этому вопросу принят специальный федеральный закон. Согласно закону на региональном и муниципальном уровне мы должны принять соответствующие программы.

Нам необходимо включиться в реализацию шести федеральных проектов: «Считай, экономь, плати», «Новый свет», «Энергоэффек­тивный квартал», «Энергоэффективная социальная сфера», «Инно­вационная энергетика» и «Малая комплексная энергетика». На эти проекты выделяются федеральные средства, и это дополнительный мотив, чтобы стать пилотным регионом.

Новости партнеров