Десять факторов, меняющих всё | Forbes.ru
$56.49
69.29
ММВБ2297.47
BRENT68.62
RTS1279.28
GOLD1332.12

Десять факторов, меняющих всё

читайте также
Цифровая Трансформация Бизнеса
подписаться

Десять факторов, меняющих всё

Два года назад Fortune спросил генеральных директоров списка 500 крупнейших компаний мира о том, какие самые серьезные вызовы бросает им нынешняя действительность. Почти две трети (72%) ответили — скорость появления технологических инноваций. Вероятно, именно понимание этого факта и позволило этим организациям войти в список. Но понимания мало — необходимы действия.

Мы знаем, о каких технологиях говорили опрошенные журналом Fortune главы крупнейших мировых корпораций. И составили для вас список главных технологических трендов, которые будут оказывать наибольшее влияние на бизнес в ближайшие годы.

В кампусе Facebook в Калифорнии при въезде стоит указатель с логотипом компании. Мало кто знает, что на оборотной стороне находится еще один логотип с именем вымершего гиганта, которое поколение Альфа, родившееся после 2010 года, уже не услышит. Sun Microsystems была объявлена банкротом и поглощена в 2009 году. К тому моменту компания уволила тысячи сотрудников, чистый убыток составил $2,23 млрд. Гигант «сдулся» вместе с пузырем доткомов, не успев отреагировать на изменившиеся условия. На месте его штаб-квартиры воплощается в жизнь идея юного Марка Цукерберга, которая казалась поначалу наивной и уж точно не обещающей многомиллионных прибылей. Он оставил логотип Sun Microsystems, как напоминание о том, что никогда нельзя успокаиваться и почивать на лаврах, что только постоянное инновационное развитие способно удержать от падения. И это правило работает независимо от того, как высоко удалось взлететь и независимо от отрасли.

Тот же принцип исповедует Илон Маск, чей завод по производству «никому не нужных дорогущих» электромобилей Tesla во Фримонте разместился в стенах, где в течение 35 лет, начиная с 1984 года, собирали машины General Motors и Toyota. В этом году Tesla стала самым дорогим автопроизводителем в США с капитализацией $51 млрд, обогнав «старушку» General Motors, которой в следующем году исполнится 115 лет. Возраст для успеха не имеет значения — в списке Fortune 500 крупнейших компаний мира в 2014 году не оказалось 88% корпораций, которые там значились в 1955 году. За десять лет в нем появились совершенно новые имена и это те, кто не просто понял опасность, которую несут молниеносно развивающиеся технологии. Данные компании — само воплощение этих технологий. Они построили бизнес, выросли на инновациях и продолжают с сумасшедшей скоростью их создавать и осваивать.

Вход на рынок стал простым, как никогда: даже самые передовые технологии доступны стартапам, появившимся буквально вчера. Искусственный интеллект взрывает все индустрии до одной. Блокчейн ставит с ног на голову процессы взаимодействия людей, компаний и государства. За пару десятков долларов можно получить из облака такие вычислительные мощности, которые еще 10 лет назад были доступны лишь крупным организациям. Студенты создают финтех-компании и криптовалюты, микрокредитные сервисы с использованием машинного обучения, конкурирующие с классическими финансовыми институтами. Консервативные и негибкие конкуренты остаются не у дел. Единственный шанс для них — превратиться в таких же быстрых и инновационных, перестроить бизнес-модели, исследовать клиентов и обратиться к ним лицом. Все ведущие современные стартапы создаются на основе конкретной потребности клиента, на основе глубокого изучения его нужд и это ведет к выдающемуся результату.

Десять ключевых бизнес-трендов

В столь быстро меняющемся мире смертельно опасно оставаться на месте – нужно изменяться и трансформироваться вместе с ним. Цифровая трансформация — это то, на чем специализируется компания SAP. Все ключевые изменения в бизнесе невозможны без технологий и происходят благодаря им. Технологии становятся ключом к новым бизнес-моделям, новым рынкам, новым возможностям роста. И SAP помогает своим клиентам трансформироваться, расти и быть лидерами в новой цифровой экономике. Находясь в эпицентре этой трансформации мы и сами идем по пути изменений: пересмотрели портфель решений, способы их доставки клиентам и модель взаимодействия с экосистемой в широком смысле. Мы знаем, о каких технологиях говорили опрошенные журналом Fortune главы крупнейших мировых корпораций. И составили для вас список главных технологических трендов, которые будут оказывать наибольшее влияние на бизнес в ближайшие годы.

1. Границы отраслей размываются

Быстрое развитие требует пересмотра бизнес-моделей и расширения сферы деятельности. Google начал выпускать смартфоны, Facebook собирается раздавать бесплатный интернет со спутников и дронов, Apple продает музыку и кино, в конкуренцию с компанией на этом поле вступил интернет-магазин Amazon, который к тому же производит устройства Echo с голосовым помощником Alexa. Это действия стратегической важности: компании понимают, что развитие в смежных направлениях не просто вопрос получения новых источников выручки, хотя это тоже весомый аргумент в пользу освоения новых территорий. Но, что более серьезно: если не идти туда, то место займет кто-то другой, возможно, совсем новый игрок, который, набравшись сил, сможет уничтожить соперника. Оставаться актуальным в новой экономике со старыми бизнес-моделями, фокусом только на существующих активах невозможно.

По этим причинам «Почта России» становится розничным банком, телеком-операторы оказывают финансовые услуги по денежным переводам, превращаются в универсальных поставщиков бизнес-решений из облака, как например, «Ростелеком» в партнерстве с SAP. Концерн «Северсталь» на основе решений SAP открыл интернет-магазин по продаже стального проката, чтобы выйти на новые рынки и охватить клиентов из малого бизнеса. Транспортные компании начинают предлагать не только перемещение из пункта А в пункт Б, но также и страхование для путешественников, услуги по аренде автомобилей, бронированию отелей. Так, например, делает «Аэрофлот». А компания «РЖД» может перевезти из Москвы в Санкт-Петербург не только вас и вашу семью, но и ваш автомобиль в отдельном вагоне. Компании взаимодействуют друг с другом, создавая партнерство, в котором выигрывают все. «Тинькофф банк» начисляет 10% от суммы каждого бронирования на booking.com на специальный счет, который можно использовать для покупки билетов, а «Альфа Банк» конвертирует расходы со специальной карты в мили «Аэрофлота».

2. Данные — новое золото

Сегодня данные стали новым ключевым активом любого бизнеса. А ученых, которые работают с данными — data-scientist — называют обладателями самой востребованной профессии следующего десятилетия. Все передовые компании уже научились собирать данные. Самые продвинутые умеют их и анализировать, извлекая крупицы знаний, которые дают огромные преимущества по сравнению с конкурентами. Обладатели данных о потребителях учатся их монетизировать. Зарождается новый рынок — индустрия данных, в которой создаются агрегаторы, биржи, встречаются покупатели, продавцы и регуляторы. Например, технологии машинного обучения и больших данных от SAP используются в «Башнефти» для прогноза поведения посетителей магазинов на своей сети заправок – при совершении покупок система идентифицирует клиента, анализирует его прошлые покупки и предлагает товар, который с высокой вероятностью нужен этому конкретному посетителю в это конкретное время – подсказки того, что предложить клиенту выводятся прямо на экран кассового аппарата. В «Северстали» решения SAP в области больших данных используются для прогнозного анализа качества выпускаемой продукции, позволяя повысить качество производства и удовлетворенность клиентов.

Умные алгоритмы Netflix выдают посетителю интернет-кинотеатра именно те сериалы, которые ему с большой вероятностью понравится. Компания делает это на основе анализа его поведения в Сети, информации в социальных профилях, и даже текстов постов, а не только на базе прошлых покупок. Большие данные и предиктивная аналитика SAP помогают жандармерии Франции предсказывать будущие преступления. Десятки производителей оборудования и самых разных устройств используют предиктивную аналитику для прогнозирования сбоев техники и планирования ремонта. Это, например, компании «TrenItalia», «Kaeser», «GEA», «Daimler», которые используют для этого решения SAP.

3. Разговор с машиной

Пользователям больше не нужны клавиатура, мышка, пульт дистанционного управления и даже сенсорный экран. Машины стали понимать человеческую речь и делают это даже лучше людей. Так, в IBM разработали алгоритм, который распознает английскую речь с вероятностью ошибки 5,5% — то есть на полпроцента лучше, чем человек. Многие уже привыкли к тому, что установить будильник в iPhone можно, обратившись к Siri, открыть сайт на компьютере под ОС Microsoft, попросив об этом Cortana. Пульт от медиа-приставки NVIDIA Shield понимает голосовые команды. А непонятный цилиндр под названием Alexa на практике оказывается лучшим в мире голосовым помощником, который может заказать Uber, предупредить о пробках, найти и спланировать дешевый тур, специальные предложения в Amazon, включить музыку, рассказать о фильме, да вообще много всего.

Все современные автомобили оснащены системами голосового управления. Ford Focus выпускается для рынка США вообще без кнопок для включения музыки с телефона. Это можно сделать только с помощью голосовой команды.

Письменная речь для машины еще более понятна. Чат-боты — не просто новая мода, они реально помогают облегчать работу специалистов, также, как и интеллектуальные IVR (Interactive Voice Response) в колл-центрах, которые особенно распространены в банках. Они замещают нудные системы, которые задают кучу вопросов и требуют нажать цифру для ответа. Современный искусственный интеллект слушает, чего хочет клиент, и за считанные секунды определяет, куда нужно перевести его звонок. Этот тренд касается и современных информационных бизнес-систем. В новом поколении ERP — SAP S/4HANA при желании можно активировать Co-Pilot. Это цифровой помощник для управления ERP голосом. Его можно

попросить сделать отчет, предоставить определенную информацию, найти нужный документ и многое другое. Однажды воспользовавшись подобными удобными формами взаимодействия, сотрудники уже не хотят пользоваться старыми вариантами систем. Для компаний-работодателей это фактор повышения лояльности сотрудников. Одновременно это также фактор привлечения новых молодых специалистов, привыкших к современному формату общения с системами. Теперь все интерфейсы бизнес-систем будут идти по пути Facebook, Amazon и других ведущих компаний, полностью сфокусированных на пользовательском опыте.

4. Клиенты в эпицентре цифровой революции

Клиенты теперь имеют гораздо больше информации о рынке и предложении они менее лояльны и не прощают ошибок, легко находят альтернативу, меняют поставщиков товаров и услуг на новых, более дружелюбных и удобных, и мгновенно забывают о старых. Бизнес может строиться только вокруг клиентов. Это центр вселенной, пуп Земли, точка сборки, в общем, самое главное, на чем стоит бизнес.

Потребительский опыт, понимание всего жизненного пути взаимодействия клиента с компанией — ежедневная, ежечасная и ежеминутная забота каждой успешной организации. Чего хочет клиент — то угодно богу бизнеса. Случайности недопустимы, каждый шаг, каждое предложение должны быть просчитаны и в точности соответствовать ожиданиям потребителей. Хорошая новость в том, что современные технологии теперь позволяют собирать и анализировать гораздо больше данных о клиентах и находить оптимальные возможности, для сохранения их лояльности.

Meredith Corporation, выпускающая журналы для девочек и женщин всех возрастов, потратила десять лет и десятки миллионов долларов, чтобы собрать информацию о читателях в единую цифровую базу данных. Теперь она знает о них все — от цвета глаз до наличия домашних питомцев и хранит по 30 параметров о каждой из ста миллионов подписчиц. Компания сопровождает клиентов на протяжении всей их жизни, предлагая детские журналы, подростковые бунтарские, издания о самых красивых свадьбах, о рождении детей, о здоровье для зрелых женщин. Компания Meredith Corporation в свои 115 лет остается одним из самых успешных издательских домов, благодаря цифровой трансформации, которую она прошла в стремлении понять своих клиентов.

Такой клиентоориентированный подход внедрил у себя «Ростсельмаш» – один из мировых лидеров производителей сельскохозяйственной техники. Клиентская база компании только в России насчитывает более 30 тысяч сельхоз предприятий. На базе решений SAP, «Ростсельмаш» автоматизировал рабочее место дилера и получил возможность анализировать конечного потребителя своей продукции. Теперь у компании есть полная информация о своих клиентов, их потребностях, работе дилеров, ведении сделок, выполнении заказов. Все это позволяет создавать уникальные коммерческие стратегии, созданные под конкретного клиента. «Ростсельмаш» уже на начальных этапах сделки знает, что хочет клиент, а, значит, понимает, в какой комплектации и модификации технику необходимо предложить.

5. Автоматизация — новые горизонты возможностей человека

Тот завод Tesla во Фримонте, о котором мы упоминали выше, считается самым автоматизированным. На нем, конечно, есть люди, но их очень мало, потому что продуктивность каждого сотрудника, благодаря использованию умных машин, выше на порядки, чем в конвейерных цехах прошлого. Это позволяет тратить гораздо меньше денег, настолько, что для Илона Маска дешевле строить заводы в США, чем использовать труд китайских рабочих, а потом перевозить результаты их деятельности через океан. Благодаря новым технологиям и другой известный производитель — компания Adidas переносит свое производство обратно в Германию. На новой фабрике все операции будут выполнять роботы. Это не только оптимизирует производство, но и резко увеличит скорость. Но кроме экономии, в паре человек-машина рождаются совершенно новые возможности.

Это касается как работы с применением физической силы и навыков, так и решения интеллектуальных задач. Виртуальное пространство для совместной работы проектировщиков, изобретателей и инженеров открывает невероятные возможности для создания новых продуктов, устройств, оборудования. Например, немецкая медицинская компания «Charite» разработала инновационную услугу по анализу предрасположенности пациента к раковым заболеваниям. Компания анализирует ДНК и другие данные анализов пациента – всего более 500 тысяч элементов — в реальном времени. Новая система на основе решений SAP позволила сократить период анализа с нескольких недель до нескольких секунд. Теперь высококвалифицированный докторский персонал может тратить время на более серьезные задачи интерпретации анализа, вместо его ручной обработки. Как следствие стоимость проведение анализов резко снизилась, и они стали доступны гораздо более широкому числу людей. А при лечении рака нет ничего более эффективного, чем начать борьбу с ним на ранних стадиях.

Искусственный интеллект не заменяет, а дополняет, расширяет способности мозга: подсказывает варианты правильного диагноза врачу, подбирает нужные документы для юриста. На базе технологий SAP в «Сибур» был создан «Автоматизированный консультант», который анализирует большие массивы данных с сенсоров и выдает рекомендации техническому персоналу по поводу того, как лучше эксплуатировать и ремонтировать оборудование. Все рутинные операции вскоре будут делегированы умным машинам. Говорят, что любой мыслительный процесс, на который у мозга уходит меньше десятой секунды может выполнять искусственный интеллект. Все другие задачи, которые часто называют творческими, пока остаются за человеком.

6. Интернет вещей и подключенность

Мир становится местом с нулевой дистанцией до предметов, данных и людей. Мы можем отправить сообщение кому угодно мгновенно, включить чайник на расстоянии, найти в сети свой потенциальный диагноз и сверить его с врачом на онлайновой консультации, научиться новым методам управления персоналом на дистанционном курсе Стэнфорда, взять в аренду машину через Delimobile буквально за углом или успеть на автобус, обнаружив его через Яндекс.Транспорт. Осталось совсем немного, до того момента, когда мир полностью будет отражен в цифровой копии. Вместе с этим полностью изменятся и наши подходы к оптимизации каждой цепочки создания стоимости и всех аспектов нашей жизни, от здравоохранения до сельского хозяйства, от спорта и образования до управления государством.

Грузы тогда будут перевозить беспилотные Камазы, оснащенные машинным зрением, выпуск которых уже запланирован на 2025 год, а управлять ими и другим транспортом будут интеллектуальные транспортные системы.

7. Всепронизывающие облака

Десять лет назад 80% компаний даже не рассматривали возможность включения облачных сред в свой бизнес, а сегодня это практически рыночный стандарт. Сегодня облако становится главным способом потребления и предоставления технологий. Облака позволяют получать виртуальную инфраструктуру и бизнес-приложения за разумные деньги, причем в аренду. Настолько разумные, что это доступно даже студенческим стартапам. Для крупных компаний это возможность отдать непрофильные активности и сконцентрироваться на ключевой деятельности. Облачными решениями SAP в том числе пользуется «Сбербанк», «Wargaming», «Спортмастер», «ABI-Products» и другие компании-лидеры в своих отраслях.

Именно проходя через облако, искусственный интеллект приобретает новые свойства: роботы, подключенные к облачным системам, получают гораздо больше способностей, чем машины с локальным «мозгом», мощность которого уступает «облачному». Собираемая дронами визуальная информация, например, видеосъемка лесных массивов или высоковольтных электрических сетей, обрабатывается облачными аналитическими системами, которые могут затем передавать команды ремонтным бригадам или пожарным службам. Без облаков не было бы Apple и его особенного потребительского опыта. Без них не будет робототехники и интернета вещей.

8. Только «умные» вещи

Время разграничения традиционных и технологических отраслей прошло. Bosch, которую мы знаем по холодильникам и прочим приборам, теперь числится в списке ведущих разработчиков интеллектуальных систем для автономного транспорта. Компания приняла новую стратегию трансформации в разработчика интеллектуальных продуктов, а не только «железок». Теперь в Bosch есть даже подразделение, которое оказывает услуги по внедрению систем SAP. То же самое произошло с Siemens, которая предлагает свою IoT-платформу MindSphere. Решение пользуется спросом. Оно, кстати, построено на базе SAP Cloud Platform. Та же история и с General Electric, которая выпускает целый спектр программных решений.

Ericsson уже давно не только поставщик телекоммуникационного оборудования. Шведская компания предлагает платформы для организации доставки контента, управления городскими службами быстрого реагирования «112» и много других программных продуктов. Любой производитель сельскохозяйственной техники сегодня, это также и разработчик ПО для этого оборудования. Каждый чайник, подключенный к интернету, сопровождается программой для управления им.

9. Приложения нового поколения

Когнитивный искусственный интеллект будет встраиваться практически в каждый бизнес-процесс, автоматизируя все больше транзакционных задач и рутинных операций, оставляя сотрудникам ключевые вопросы бизнеса. Программное обеспечение с элементами искусственного интеллекта теперь может автоматизировать те задачи, которые раньше не поддавались автоматизации: распознавание образов, сверка платежей, поиск резюме в интернете, управление оттоком клиентов, классификация клиентских сообщений и т.д.

Сейчас в портфеле SAP появился находится новый продукт — SAP Resume Matching. Этот сервис использует технологии машинного обучения, чтобы робот отслеживал и фильтровал подходящие под нужные вакансии резюме и профили, используя ключевые слова и самообучаясь. Зачастую отделы по поиску и найму сотрудников в крупных корпорациях или рекрутинговые агентства перегружены потоком резюме, которые приходят на особо популярные вакансии. Современные технологии, позволяют натренировать программу, чтобы она выполняла ту же работу, что и обычный рекрутер, а иногда лучше, если речь идет о наборе персонала в совершенно новой области. Например, если компания ищет специалиста на позицию Data Scientist, в HR-отдел начнут приходить резюме со словами Python, Caffe, Cassandra и другими специализированными терминами. Неопытный рекрутер, не знающий ключевых слов, может просто выбросить эти резюме в мусорку. Робот же отправит запрос в поисковую систему или базу данных и поймет, что Python — это современный язык программирования, а не змея, Caffe — технология для deep learning, а Cassandra — очень важный момент в ландшафте машинного обучения, а не только персонаж древнегреческих мифов.

10. Открытые архитектуры способствуют ускорению инноваций

Важный фактор развития экосистемы программных продуктов нового типа — открытость базовых платформ. Открытые архитектуры способствуют ускорению инноваций за счет более тесного сотрудничества профессионалов и легкой интеграции конечных продуктов. Понимая это, SAP разрабатывает собственную открытую облачную платформу — SAP Cloud Platform. Платформа прекрасно подходит для разработки приложений, которые легко интегрируются с другими облачными или локальными системами.

Трансформация бизнеса вместе с SAP

На фоне бурного развития огромного количества революционных технологий, таких как искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, облачные вычисления, Интернет вещей и интеллектуальные устройства, компаниям приходится полностью пересматривать все: бизнес-модели, бизнес-процессы, организацию работы и взаимодействия.

Почему сейчас? Ответ прост: большинство из этих технологий стали доступнее и совершеннее, что обеспечивает высокую окупаемость инвестиций. Главная задача SAP – предоставлять необходимые технологии для решения актуальных задач бизнеса во всех отраслях и регионах. Наша цель – помочь каждой компании стать лидером, сделать наш мир лучше и повысить качество жизни людей.

Эти десять тенденций, которые мы увидели, помогли нам осознать необходимость полного пересмотра подходов к управлению данными, как одним из главных активов бизнеса, и создать интеллектуальные ERP-системы нового поколения со встроенным искусственным интеллектом, средствами взаимодействия и доступным пользовательским интерфейсом.

На фоне все более быстрого развития инноваций мы продолжаем активно взаимодействовать с нашими клиентами, прислушиваясь к их потребностям и корректируя выбранный курс в случае необходимости. SAP проходит через цифровую трансформацию, одновременно помогая клиентам трансформироваться.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться