Точно по расписанию | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54
Цифровая Трансформация Бизнеса
подписаться

Точно по расписанию

Тридцать тысяч локомотивов, электропоездов, пассажирских и грузовых вагонов — всем этим транспортным парком управляет компания Trenitalia, входящая в холдинг «Итальянские государственные железные дороги». Она перевозит за год полмиллиарда пассажиров и восемьдесят миллионов тонн грузов. С 2016 года ей в этом помогает интернет вещей: в каждую транспортную единицу встроены сотни сенсоров, непрерывно передающих данные в центр управления и анализа.

Trenitalia — одна из крупнейших транспортных компаний Европы и самый главный перевозчик в Италии. Многие предприятия, занимающие сильные позиции на рынке, со временем становятся консервативными и неповоротливыми. Trenitalia — не тот случай. Компания постоянно развивается, осваивает новые технологии, обновляет парк техники и нацелена на непрерывное повышение качества обслуживания. В 2010 году она заказала 50 высокоскоростных современных поездов, которые встали на рельсы спустя три года. Они сделаны на 93 % из материалов, которые могут быть переработаны и вторично использованы. В 2015 году компания победила в престижном конкурсе World Travel Market в номинации World Travel Leaders Award. Жюри отметило, что Trenitalia изменила рынок перевозок в Италии, сделав их доступными и сократив время, которое уходит на перемещения по стране. Из Милана до Рима теперь можно добраться всего за 2,5 часа, заплатив €40. 

«Trenitalia нацелена на постоянную модернизацию своих услуг и практик. Мы стремимся улучшать клиентский опыт наших пассажиров, инвестируя в высокотехнологичные решения, благодаря которым поездки становятся более экономичными, надежными и быстрыми», — рассказывает Барбара Морганте, генеральный директор Trenitalia. В 2014 году, руководствуясь этими целями, компания запустила новый проект — вместе с компанией SAP начала осваивать технологии интернета вещей. 

Каждую единицу оборудования оснастили сотнями сенсоров, данные с которых передаются в программную платформу SAP Predictive Maintenance and Service. Это программное решение анализирует работу технических активов транспортной компании, непрерывно наблюдает за показаниями оборудования в реальном времени и выдает рекомендации по техобслуживанию. Как объяснила Барбара Морганте, сотрудничество с SAP стало частью реализации стратегии компании, помогает Trenitalia повышать качество услуг и при этом существенно сокращать производственные расходы. 

Первые результаты 
В 2016 году интернет вещей в компании начал полноценно работать. Первые результаты показывают, что проект позволит предприятию экономить 8–10 % затрат на ремонты и техническое обслуживание, что в совокупности дает уменьшение расходов на €100 млн в год. Помимо этого экономится время на проведение таких работ и трудозатраты, а надежность работы и срок эксплуатации подвижного состава повышается. 

В компании изменился подход к одному из ключевых процессов ее бизнеса: управление ремонтами стало «умным». Теперь оборудование обслуживается только тогда, когда это требуется. Раньше по плану раз в год меняли все тормозные колодки и масло, не обращая внимания на то, как данная конкретная единица техники использовалась в течение года. Теперь же созданная для Trenitalia система на базе платформы прогнозной аналитики SAP HANA обрабатывает показатели работы оборудования в реальном времени и создает прогнозную модель с использованием машинного обучения, которая «предвидит» весь жизненный цикл критически важных узлов (двигателей, аккумуляторов, тормозных систем), опираясь на нормативы износа и текущие условия эксплуатации. Специалисты компании могут составлять более точный план ремонтов и процедур обслуживания и проводить эти работы, только когда они действительно необходимы. Таким образом, сокращается простой оборудования и исключаются затраты на обслуживание, которое в реальности не требуется. 

Один из примеров — сенсорные межвагонные двери, которые открываются, когда человек подходит к ним, и автоматически закрываются. Раньше их ремонтировали через определенное количество километров, которое проехал конкретный поезд. В теории — чем больше пробег, тем чаще открывается дверь. Но на практике это зависит также от числа остановок и от того, кто именно ездит тем или иным маршрутом. 

Школьники бегают по вагонам, а взрослые и тем более пожилые люди создают меньше нагрузки на механизм. Если строить план ремонтов, исходя из теории, то в итоге в некоторых вагонах двери перестают нормально работать, не дождавшись планового обслуживания, а в других могли бы продолжить полноценно функционировать без всякого ремонта намного дольше. 

Также считается, что после десяти тысяч открываний требуется смазать механизм, а через сто тысяч — сменить подшипники. Но это тоже в теории. На самом деле главный фактор, влияющий на износ, — это скорость открытия двери. Теперь в компании составляют график обслуживания и прогнозных ремонтов, учитывая комбинацию параметров: количество открываний и скорость срабатывания двери. В итоге и пассажиры довольны: двери всегда работают нормально, и акционеры компании счастливы: даже на такой простой процедуре экономятся миллионы евро. 

Еще один пример — обслуживание аккумуляторных батарей. В каждом поезде находится 150 таких устройств. Прежний регламент предписывал, что раз в год каждую из них нужно вынуть, проверить, заменить или поставить обратно, если она еще в рабочем состоянии. Для этого поезд приходилось пригонять в депо. Теперь же датчики следят за работой аккумуляторов, система тестирует их прямо во время эксплуатации, ранжирует по состоянию и помечает только те, которые действительно следует проверить вручную. На практике получается, что всего треть аккумуляторов нуждаются в такой проверке. Соответственно, на 30 % сокращается время простоя поезда, требующееся на эту процедуру. 

Новый уровень 
Технологии больших данных и прогнозной аналитики позволяют кардинально улучшать даже ключевые бизнес-процессы в компаниях. Ранее ремонты делались по нормативам, без учета эксплуатации конкретного состава, на глаз или по ощущениям рабочих. Но человек несовершенен: ограничены его органы чувств, присутствует усталость и другие человеческие факторы. 

По этим причинам ремонты на основе больших данных гораздо надежнее, ведь они исключают несовершенства человека. Машина не устанет и всегда выдаст точную рекомендацию на основании реальных данных. Также становится возможным мониторинг оборудования в реальном времени — а значит, мы можем принимать решения быстрее. Ведь человек не в состоянии постоянно контролировать каждый отдельный узел машины, он может пройти мимо, не проверив конкретное оборудование. 

Более того, при использовании больших данных появляются новые параметры и закономерности, недоступные человеческому взгляду. Теперь благодаря им можно более точно предсказывать ремонты, как это стало возможным с ремонтом дверей в поездах Trenitalia. 

Таких примеров можно привести множество: каждый критически важный узел в оборудовании наблюдается отдельно. TrenItalia собирает сотни терабайт данных в год с шести миллионов датчиков, установленных на подвижном составе. 
Система управления динамическим обслуживанием в Trenitalia — часть инновационной стратегии предприятия, цель которой — улучшение клиентского опыта пассажиров. Группа FS Italiane, в которую входит компания, собирается также в 2017–2026 годах создать мобильное приложение для планирования поездок и поиска попутчиков, внедрить инструменты продвинутой аналитики и решения для управления вовлеченностью клиентов, освоить множество других инноваций в партнерстве с SAP.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться