При всем богатстве выбора

Тревор Трейна Forbes Contributor
Чем плоха конкуренция браузеров

Конкуренция — отличная вещь. До тех пор пока она не вредит инновациям.

Возьмите, к примеру, веб-браузеры. Пару лет назад на рынке доминировал Internet Explorer (IE), и разработчики даже не тратили времени на работу с другими программами. Netscape был прочно забыт, жизнь шла своим чередом. Потом, хотя большинство людей продолжало кликать на маленькую синюю «e», несколько чудаков начали пользоваться Firefox. Им нравились функциональность нового браузера, возможность блокировать рекламу и общая непохожесть на Microsoft (в Силиконовой долине одного этого бывает достаточно).

Доля IE стала сокращаться, а Firefox — расти. Чтобы не отстать, собственный браузер запустила Apple, а за ней и Google. Сейчас IE теряет пользователей, Chrome завоевывает рынок, а Firefox и Safari отлично себя чувствуют. Монополии на рынке браузеров больше нет (кроме как, возможно, в умах некоторых европейских регуляторов).

Разве это не здорово? Microsoft скинули с пьедестала, браузеры стали более безопасными, гибкими и функциональными. У потребителей снова есть выбор. Но многие люди по всему миру не слишком этим довольны. Прогресс браузеров затормозил развитие других областей — в первую очередь разработку сайтов. Они должны теперь подстраиваться не только под четыре разных браузера, но и под их многочисленные версии. Для разработчиков Firefox 3.5 существенно отличается от Firefox 3.0, а IE8 — от IE7. Сейчас существует семь или восемь браузеров (включая их версии), к которым нужно подлаживать сайт. Это значит, что сайты стало гораздо сложнее создавать и труднее тестировать. В результате производители несут затраты и ограничивают функциональность.

Самые продвинутые и полезные технологии работают не во всех браузерах. Мы опрощаем сайты до наименьшего общего множителя. Мой собственный сайт, DriverSide, был построен на технологиях, облегчающих навигацию. Мы потратили целое состояние на тестирование сайта в разных браузерах и соответствующую оптимизацию (только 65% наших пользователей используют версии IE) и в результате отказались от своей продвинутой навигации в пользу более общепринятой. И все равно мы тратим на тестирование в два раза больше времени, чтобы быть уверенными, что пользователи экзотических браузеров видят наш сайт правильно, и несем издержки. Издержки мало значат для больших компаний, но очень обременительны для стартапов.

Мы потратили массу усилий, чтобы не потерять клиентов, но некоторые сайты даже не пытаются больше соответствовать всем браузерам, потому что не хотят опускаться до общего множителя. Попробуйте управлять своим банковским счетом через Google Chrome — скорее всего, у вас ничего не получится. Множество сайтов в нестандартных браузерах выглядят странно или вовсе не работают. Это становится новой реальностью.

Конкуренция и выбор, наверное, улучшили браузеры, но за это пришлось платить. Если бы на рынке остался один браузер, мы бы все только выиграли — за счет инноваций и лучшего контента (как когда-то наша производительность резко выросла во время безальтернативного царствования Microsoft на рынке операционных систем). Браузеры стали бесплатными, поэтому вряд ли стоит опасаться высоких цен, вытеснения конкурентов и других монопольных страшилок. И хотя кто-то всегда будет против, потому что хочет пользоваться самым лучшим браузером, молчаливое большинство мечтает тихо сконцентрироваться на развитии и тестировании новых хороших сервисов.

Новости партнеров