Что нужно знать бизнесмену о размере рынка в России | Forbes.ru
сюжеты
$58.84
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.25
RTS1148.27
GOLD1256.20

Что нужно знать бизнесмену о размере рынка в России

читайте также
+1423 просмотров за суткиПутин пообещал простить должников и не повышать налоги до конца 2018 года +151 просмотров за суткиКризис доверия. Технологическая революция меняет само это понятие +374 просмотров за сутки7 принципов идеального текста: уроки известных писателей +107 просмотров за суткиАмериканский нефтяник Бун Пикенс рассказал, как не потерять оптимизм в 89 лет +237 просмотров за суткиМиллиардер Рональд Перельман рассказал, как обогнать конкурентов +50 просмотров за суткиМатематика в бизнесе будущего +68 просмотров за суткиВы банкрот. Кого достанет длинная рука закона +134 просмотров за суткиРазговоры ни о чем. Деловые встречи в России удивляют европейцев +22 просмотров за суткиВладелец клуба Dallas Cowboys назвал правило виртуозного ведения бизнеса +20 просмотров за суткиТрадиции бизнеса. Почему деловой климат в России ухудшается +10 просмотров за суткиКороль Лас-Вегаса рассказал, как повысить самооценку сотрудников +8 просмотров за суткиДеньги из космоса: Planet ежедневно фотографирует Землю с 200 спутников +23 просмотров за суткиЖенщины более эмоциональны и страстны в бизнесе +1966 просмотров за суткиПроблема на 100 млрд рублей: бизнес пожаловался Путину на Медведева из-за новых сборов +5 просмотров за суткиКлиентский опыт стал для бизнеса основным конкурентным преимуществом +5 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +219 просмотров за суткиКрестецкая строчка пополнила президентский подарочный фонд +42 просмотров за сутки«Большой брат» в таблетке: США впервые одобрили препарат с сенсором внутри +89 просмотров за суткиБизнес по-итальянски: путь Falconeri от банкрота до модного гиганта +36 просмотров за суткиРусские хакеры не делали этого. Касперский подтвердил подделку ЦРУ сертификатов его компании +32 просмотров за суткиРазведка США признала лучшей российскую технологию распознавания лиц
Мнения #бизнес 10.11.2009 21:36

Что нужно знать бизнесмену о размере рынка в России

Россия — это «Кувейт», «Швеция» и «Африка» одновременно

Меня всегда интересовало, почему в Москве работает так много иностранцев, а не россиян из других областей? Почему наши сограждане не хотят приехать в Москву и зарабатывать больше?

Ответ вроде бы на поверхности: чудовищный разрыв между разными социальными слоями. В 2005 году Марат Гельман написал статью про две России. Одна — сырьевая, цепляющаяся за советское прошлое. Другая, Россия-2, — современная, технологическая, неуловимая для бюрократов и коррупционеров. Она постепенно вытеснит Россию-1, и все будет хорошо.

На мой взгляд, проблема несколько сложнее.

Мы живем в стране, граждане которой существуют сразу в трех, мало пересекающихся измерениях. Россия-1 — это «Кувейт». Россия-2 — «Швеция». Россия-3 — это «Африка».

В «Кувейте», который экспортирует природные ресурсы и сырьевые продукты низких переделов, живут от силы пара миллионов человек. Доля труда в конечной цене продукта здесь невелика, зато доходы на душу населения — сверхвысокие. Дорогие машины, магазины, яхты, имидж за рубежом, как у арабских шейхов.

«Швецию» населяет от 5 до 20 млн человек. Здесь зарабатывают $1000-20 000 в месяц, производя продукты и услуги с высокой добавленной стоимостью. У «шведов» хорошее образование, они на ты с интернетом и иностранными языками. Они часто бывают за границей, четко знают, чего хотят, и добиваются этого вне зависимости от правительств или, например, ЖЭКов.

В «Африке» живут бедные (ежемесячный доход — $100-500), необразованные люди, не имеющие ни энергии, ни амбиций. Им трудно формулировать свои мысли («ну типа...», «короче, этсамое...», «тут видел по телику...») Они читают желтые газеты, пьют, не заботятся о детях, словом, социально незрелы — застряли в детском или подростковом возрасте. Работать, а главное, зарабатывать они не хотят. Нет мотивации. По большому счету, их все устраивает, как устраивало и во времена СССР.

Центральная власть на этой территории в руках самых богатых, «кувейтцев». Их задача — защитить свои доходы. Для этого нужно иметь лояльные суды, ограничивать иностранную и местную конкуренцию, контролировать силовиков — туда и направляются реальные инвестиции. Из «Африки» они отбирают наиболее лояльных и стойких солдат — посмотрите на конкурсы в силовые вузы. Они отбирают лучших из «Швеции» — посмотрите на конкурс в Институт нефти и газа: должен же кто-то обеспечивать добычу углеводородов и функционирование трубы.

«Швеция» «Кувейту» очень нужна. Кто-то же должен возить мебель, развлекать, строить дома, работать в магазинах, гостиницах, автосервисах. Впрочем, «Швеция» не должна сильно разрастаться: есть угроза, что слишком умные отнимут доступ к вентилю. Значит, их надо контролировать. Ничего сверхсложного в этом нет. Через постоянно меняющиеся таможенные и налоговые правила, через контроль над банками, через коррупцию «шведов» держат все время в тонусе, чтобы не обольщались и знали свое место.

Очень важно, что основная масса «африканцев» не нужна ни «Кувейту», ни «Швеции». «Шейхам» она не нужна совсем — только мешают деньги зарабатывать, вынуждая платить социальные отступные. Самый эффективный способ решения проблемы — вымирание. Так и происходит: дешевая водка, аховая медицина, которая не стала лучше лечить и в тучные годы.

«Шведам» из бизнеса необходимо понять, что российский рынок — это не рынок 140-миллионной страны. Это рынок для 120 млн бедных, рынок европейского уровня для 20 млн и запредельно дорогой рынок «Кувейта». Соответственно, и бизнес-планы нужно строить в расчете не на 140 млн, а на 20 млн потребителей.

Автор — генеральный директор издательского дома Gameland.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться