Стратегия и тактика | Forbes.ru
$59.28
69.59
ММВБ2160.75
BRENT63.53
RTS1149.88
GOLD1243.78

Стратегия и тактика

читайте также
+1500 просмотров за суткиВладимир Путин заявил о готовности восстановить авиасообщение с Египтом +1632 просмотров за суткиПутин заявил о выводе российских войск из Сирии +1036 просмотров за суткиГлавный по агитации. Что будет с начальником штаба Владимира Путина после выборов +478 просмотров за суткиПутин разрешил российским спортсменам ехать на Олимпиаду под нейтральным флагом +193 просмотров за суткиВладимир Путин заявил о выдвижении на пост президента России в 2018 году +4144 просмотров за суткиЧичваркин и компания: Титов предложит Путину простить бежавших в Лондон бизнесменов +153 просмотров за суткиДеньги есть. Медведев ответил на обвинения в истощении Пенсионного фонда +121 просмотров за суткиБывший разведчик Маттиас Варниг выкупил долю в российском конкуренте Microsoft +349 просмотров за суткиЗарплата за ребенка. Путин обещает ежемесячные выплаты молодым семьям +404 просмотров за суткиКандидат от бизнеса. Зачем Борис Титов идет на президентские выборы +307 просмотров за суткиПереворот в Луганске. Что упускает российское руководство +245 просмотров за суткиПутин делает ход: как президент борется с кланово-олигархическим капитализмом +82 просмотров за суткиКонец войны. Путин и Асад обсудили завершение операции в Сирии +34 просмотров за суткиОбманутые ожидания: как росла нагрузка на бизнес вопреки мораторию Владимира Путина +166 просмотров за суткиПутин был не прав: мусульманская Индонезия закупила свинину в России +49 просмотров за суткиПравительству до лампочки: Медведев утвердил новые требования к осветительным приборам +99 просмотров за суткиПетля Эрдогана: как закончился кризис в отношениях России и Турции +53 просмотров за суткиПланы Путина. Президент написал колонку об отношениях со странами Азии +46 просмотров за суткиАтака или изучение. Чем сбор и вывоз биоматериалов угрожает безопасности России +65 просмотров за суткиКонец бесплатного здравоохранения. Путин предложил гражданам разделить траты на медпомощь +36 просмотров за суткиБарьеры, «пузыри» и анонимность. Путин решил судьбу криптовалют в России

Стратегия и тактика

Почему российские президенты так удачно выполняют самые пустяковые из своих обещаний

Даже в самой маленькой и бедной африканской стране вы, скорее всего, обнаружите Академию наук. Этот широко распространенный курьез имеет простое социологическое объяснение. Система институтов, существующая в развитых странах, распространяется по всему миру потому, что ее копирование помогает руководителям даже самых отсталых государств «соответствовать» и «быть не хуже других».

Копирование формы часто не предполагает переноса содержания. Образцом для американской традиции послания президента к Конгрессу послужила тронная речь английских монархов. Остальной мир скопировал практику ежегодного послания у американцев. Такая обязанность главы государства зафиксирована во многих современных конституциях и существует в таких не похожих друг на друга государствах, как, например, Южная Африка, Франция, Филиппины и Россия.

С тех пор как 8 января 1790 года Джордж Вашингтон выступил со своим первым обращением к Конгрессу, послание американского президента законодателям стало регулярным и, как правило, главным политическим событием года. В 1862 году Абрахам Линкольн объявил в послании о начале борьбы за отмену рабства, а 102 года спустя Линдон Джонсон представил свод законов о правах человека и дал старт беспрецедентной программе по борьбе с бедностью.

В России первое послание президента парламенту прозвучало 24 февраля 1994 года, через пять месяцев после расстрела Верховного Совета. Борис Ельцин говорил тогда об укреплении государства.

Как и в Америке, в России послание задает повестку на очередной политический год. Правительству поручается подготовить документы и законодательные инициативы для практического осуществления изложенных президентом идей. Но конечно, у нас, и в США реализуются не все президентские идеи. За океаном, например, в жизнь претворяется не более двух третей всех предложений, содержащихся в послании Конгрессу.

Причины провала или успеха президентских инициатив в США и России совершенно различны. Успешность президента в Америке измеряется его способностью убедить законодателей и широкую общественность в необходимости проведения своего курса. В России политическая конкуренция в ее классическом виде отсутствует, и выбор программ зависит исключительно от способности государства выделить финансовые ресурсы и обеспечить практическую реализацию.

Президент США ведет постоянную борьбу, порой весьма ожесточенную, за голоса членов Конгресса в поддержку своих инициатив. Законодатели, в свою очередь, находятся в постоянном процессе сбора средств для кампании по своему переизбранию. Если при этом президенту приходится иметь дело с палатой представителей или сенатом, где большинство принадлежит оппозиции, продвижение инициатив становится еще более затруднительным. Чем ближе конец второго президентского срока, тем менее сговорчивы конгрессмены. Во время второго срока Джорджа Буша-младшего Белый дом добился весьма скромных результатов: президент сумел сделать обязательной проверку на ВИЧ всего населения в возрасте от 13 до 63 лет, укрепить границу с Мексикой да увеличить инвестиции в экологические исследования. Неисполненными остались обещания повысить доступность услуг здравоохранения, законодательно запретить клонирование человека и подготовить радикальную реформу пенсионной системы.  

В России повестка президентских выступлений однообразнее, чем в Америке. С 1994 по 2003 годы лейтмотивами каждого послания были административная реформа и повышение эффективности бюрократического аппарата. Задача удвоения ВВП за 10 лет, заявленная в послании 2003 года, предполагала значительное сокращение издержек на госуправление всех уровней: в отсутствие лишних денег стояла задача не увеличить, а урезать расходы на власть. Вплоть до начала второго срока Владимира Путина создание эффективных институтов было одним из главных приоритетов.

Все изменилось с резким ростом доходов от экспорта нефти и газа. В послании 2004 года президент России впервые заговорил о распределении бюджетных доходов среди населения, пообещав гражданам доступное жилье, здравоохранение и образование. Кремль сделал выбор в пользу резкого увеличения темпов экономического роста за счет стимулирования внутреннего спроса, в том числе путем экспансии госсектора. К разговору о комплексной модернизации страны Путин вернулся только в послании 2007 года. Вслед за ним к построению эффективных институтов призвал и новый президент Дмитрий Медведев. При этом мало что из заявленного Путиным в 2007 году стало реальностью.

Казалось бы, в отсутствие значимой оппозиции российскому президенту ничто не мешает эффективно решать провозглашенные задачи. И действительно, «малые» проекты, которые не требуют мобилизации значительных финансовых или организационных ресурсов, реализуются весьма оперативно. К числу таких проектов относится, например, прошлогоднее предложение Медведева о продлении срока полномочий президента и парламента, выделении квот в Думе для представителей партий, получивших менее 7% голосов избирателей. Неплохо работает система выделения денежных средств на программы, отнесенные в послании к приоритетам, — будь то ассигнования на национальные проекты, регулярное повышение пенсий и выплаты «материнского капитала». Барак Обама может только позавидовать своему российскому коллеге, который не должен лично уговаривать депутатов проголосовать за программу модернизации экономики и выбранные им приоритетные направления.

А вот с решением стратегической задачи — построением современного государства, о котором российские президенты твердят с 1994 года, справиться никак не удается, несмотря на то что никаких значимых оппонентов у власти давно не осталось. Причина в том, что без механизмов общественного контроля любой, даже самый правильный проект по созданию эффективных институтов имеет крайне мало шансов на реализацию. Тезисы президентского послания в лучшем случае мобилизуют узкий круг чиновников на реализацию отдельных проектов. Нововведение Медведева, который предложил россиянам принять участие во всенародной подготовке президентского послания, ничего в этом смысле не меняют. Президент — это не человек, а институт, олицетворяющий государство от Москвы до самых до окраин. Если он действительно хочет услышать мнение граждан, то начать нужно с отмены цензуры на ТВ и создания эффективных механизмов обратной связи с народом, включая политическую конкуренцию. Если таких механизмов нет, то, призывая к модернизации экономики страны и переходу на инновационный путь развития, президент Медведев обречен опираться на чиновников, а не на общество. И сколь бы правильны ни были слова, которые он скажет о построении сильных институтов, механизмов для их воплощения в жизнь, увы, не появится.

Автор — проректор Российской экономической школы.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться