Почему я верю в Москву | Forbes.ru
$59.1
69.4
ММВБ2155.82
BRENT62.79
RTS1147.61
GOLD1281.19

Почему я верю в Москву

читайте также
+1286 просмотров за суткиВ погоне за будущим: Uber купит беспилотные кроссоверы Volvo на $1,9 млрд +1258 просмотров за суткиГлавный рулевой: смогут ли каршеринг-сервисы заменить автолизинг +500 просмотров за суткиТайны подземелья. Интересные факты о метрополитенах мира +173 просмотров за суткиМосква без турникетов: чем закончится очередное обещание облегчить жизнь пассажирам +400 просмотров за сутки«Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний +245 просмотров за суткиС чувством собственного достоинства: чем интересен новый Renault Duster +109 просмотров за суткиПочти стабильный: экономисты прогнозируют ослабление рубля на 2,5% в год +40 просмотров за суткиUber стремится в небо. К 2020 году может появиться сеть воздушного такси +10 просмотров за сутки«Прожигатель жизни» Джанни Аньелли. Как глава Fiat боролся за место под солнцем +25 просмотров за суткиАгрегаторы на блокчейне. Какие сервисы потеснят Uber и AirBnB +7 просмотров за суткиНемцы в Калининграде: BMW хочет построить в России завод полного цикла +8 просмотров за суткиАварийная ситуация: должны ли агрегаторы такси нести ответственность за пассажиров +4 просмотров за суткиНельзя резко дергать штурвал: к чему приведет замена транспортного налога экологическим сбором +12 просмотров за суткиКак нужно изменить транспортную отрасль, чтобы не въехать в будущее в плацкартном вагоне +3 просмотров за суткиЕзда с препятствиями: экономика, этика и безопасность беспилотных грузовиков +9 просмотров за суткиУрбанистический «кот Шредингера». Зачем Москва перенимает опыт других столиц РФПИ и Банк развития Китая создадут инвестфонд на $10 млрд +4 просмотров за суткиЧто будет, когда беспилотные автомобили будут повсюду? +36 просмотров за сутки«Пчелы против меда»: как политические решения портят экономику транспортной отрасли +2 просмотров за суткиБеспилотные автоботы на дорогах России: какие законы этому мешают? +1 просмотров за суткиКак должен выглядеть город будущего? Мозговой штурм на ПМЭФ-2017
Новости #прогноз 12.11.2009 02:21

Почему я верю в Москву

Михаил Блинкин Forbes Contributor
Лет через пять-десять граждане очистят столицу от пробок

Редактор Forbes озадачил меня вопросом. «Вы все время твердите, что в российских городах хаос и коррупция, и в то же время уверены, что все образуется. Откуда такая уверенность?» — спросил он.

Начну издалека.

В конце октября в Москву приезжал профессор-урбанист из Пенсильванского университета, советник министра транспорта США Вукан Вучик. Возможно, это главный мировой авторитет в сфере планировки городов и городских транспортных систем.

Вучик — автор знаменитой монографии Transportation for Livable Cities и множества других книг, по которым учатся урбанисты и транспортники по обе стороны Атлантики. Его услуги в качестве практикующего планировщика и консультанта востребованы в крупнейших городах мира, так что график его поездок рассчитан на многие месяцы вперед, как у популярного тенора.

В Москву он приезжал по приглашению группы молодых девелоперов, организаторов международного фестиваля BUILDING-2009. Участник панельной дискуссии, я имел удовольствие побеседовать с живым классиком и выяснил среди прочего, что его согласие на приезд в Москву было продиктовано мотивами скорее гуманитарными, нежели деловыми. Профессор Вучик с искренней симпатией относится к нашей стране и неплохо говорит по-русски.

Вучик прочел в Центральном доме архитектора публичную лекцию «Городское планирование и архитектура — без политики и популизма». В ней и в самом деле не было никакой политики, никакого популизма и тем более никакого академического занудства. Он живо и понятно рассказывал о том, как и за счет чего городам с самым высоким уровнем автомобилизации в мире удается оставаться удобными для жизни.

Он говорил о приоритетах и рациональных пропорциях распределения городской территории между транспортными и всеми прочими жизненными нуждами.

О необходимости баланса плотности застройки с возможностями улично-дорожной сети, системы общественного транспорта и парковочного пространства.

О настоятельной необходимости массового использования схемы интермодальных перевозок по типу Park & Ride (в России она известна как модель «перехватывающих парковок» при въезде в город). И об условиях, при которых скоростной общественный транспорт становится привлекательной альтернативой для автомобилистов.

Об исключительной роли «хорошо информированной городской общественности» — главного субъекта, предъявляющего гражданский спрос на планировочные и транспортные инновации.

О необходимости учиться на лучших образцах и транспортном самообучении всех без исключения горожан — от политиков и архитекторов до рядовых обывателей-избирателей-налогоплательщиков.  

О том, что транспортное самообучение городов и горожан позволило создать такие мировые эталоны, как Сингапур, Гонконг, Мюнхен, Стокгольм, Вена, Копенгаген и Мадрид. Что оно помогло радикально улучшить среду обитания в некогда убитых транспортными заторами мегаполисах Северной Америки и создать такие образцы для подражания, как Сан-Франциско, Торонто, Ванкувер или Портленд.

Об ускоренном курсе обучения, который прошли восточноевропейские столицы (к примеру, родной Вучику Белград), за несколько лет преобразившиеся из малокомфортных социалистических урбанизированных территорий в города, пригодные для жизни.

О том, что Москва проходит курс обучения, пожалуй, слишком медленно и не очень успешно, что она упорно не хочет учиться на старых чужих ошибках. Что по этой самой причине наш город теряет миллионы человеко-часов в рекордных по мировым меркам пробках при весьма скромном по мировым меркам уровне автомобилизации.

Вучик говорил о том, что крайне необходимо знать нашим городским властям и всевозможным «начальникам транспортного цеха».

Никого из них в актовом зале ЦДА не было. Да и зачем им, в сущности, слушать советы заезжего классика? Куда как веселее обсуждать с заезжими чудаками идею прокладки дорог по крышам домов, организацию пассажирских перевозок на катамаранах и дирижаблях или введение одностороннего движения на Садовом кольце.

К счастью, на лекцию Вучика пришло множество молодых, внимательных и компетентных слушателей, которые засыпали американского гостя и нас, участников дискуссии, деловыми и дельными вопросами о рациональном устройстве города и его транспортной системы. Эти люди работают в девелоперском и строительном бизнесе, архитектурных мастерских и проектных институтах, учатся в профильных вузах и, наконец, представляют просто образованную публику, проходящую по категории «хорошо информированной общественности».

Кто-то из них прошел стажировку в европейских или американских университетских центрах городского и транспортного планирования. Многие явно знакомы с современными (увы, не изданными по-русски!) учебниками и методическими руководствами по этому полезному ремеслу. Большинство (хотя бы на уровне просвещенных туристов) знает об устройстве тех или иных «городов-чемпионов». Думаю, все они получили основательный опыт пребывания в московских заторах. Они — сливки городского общества, прошедшие полный курс транспортного самообучения.

Американскому профессору задавало вопросы само гражданское общество, заказчик рациональных планировочных и транспортных инновации. Уверен: пройдет пять, десять лет, и оно сделает наш город удобным для жизни.

Автор — руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться