Новогодние пробки круглый год | Forbes.ru
сюжеты
$56.45
69.1
ММВБ2306.95
BRENT69.34
RTS1287.52
GOLD1336.56

Новогодние пробки круглый год

читайте также
+58 просмотров за суткиКрымский мост, платные дороги и другие транспортные проекты 2018 года +5 просмотров за суткиТормоза электрокаров: почему не сбываются амбициозные прогнозы по росту продаж электромобилей? +3 просмотров за суткиВышел январский номер Forbes +2 просмотров за суткиВсе о технологиях продления жизни — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +1 просмотров за суткиВышел декабрьский номер Forbes Все об Алексее Улюкаеве — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +1 просмотров за суткиСергей Романчук: "Если вы не знаете, откуда изымается прибыль, то, скорее всего, ее делают на вас" +1 просмотров за суткиЖизнь после «Копейки». Александр Самонов возвращается в ритейл Все о выборах президента в США — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +1 просмотров за суткиГород для буржуа: в Москве строят внутреннюю заграницу в пределах Садового Все о проблемных банках — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Вышел ноябрьский номер Forbes Все о бриллиантах — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Все о роботах — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Экс-сенатор Лебедев продолжит судиться с Вексельбергом и Блаватником за $2 млрд Советы для инвесторов — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Лекция Ольги Кузиной «Методом проб и ошибок: финансовые стратегии населения в 1991-2016» Все о хоккее — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad Следственный комитет прекратил преследование Дмитрия Каменщика Как автодилеры справляются с кризисом Вышел октябрьский номер Forbes

Новогодние пробки круглый год

Михаил Блинкин Forbes Contributor
Через пару лет десятибалльные пробки на улицах Москвы станут нормой. Что делать?

В понедельник 21 декабря Москва увидела «кое-что, и весьма существенное, из своего неизбежного и недалекого будущего».

Даже в идеальных погодных условиях дорожное движение в городе находится в точке неустойчивого баланса между спросом на перевозки и предложением пропускной способности.

Любое сколько-нибудь заметное и сколько-нибудь продолжительное событие нарушает это равновесие, и, соответственно,  город  замирает в многочасовых пробках. В последние годы такими событиями становились: торжественная встреча очередного «варяжского гостя», единовременный выезд москвичей и гостей столицы за подарками к любому большому празднику, пожар на Садовом кольце, три десятка одновременных «жестяных аварий» по случаю гололеда, ну и, разумеется, каждый значительный снегопад. 

В понедельник событий было сразу несколько: в городе выпало пятнадцать-двадцать миллиметров снега; иногородние автовладельцы рванули в столицу на предновогодний шопинг;  серьезные москвичи, включая читателей Forbesrussia, занялись развозом корпоративных подарков.

В принципе не произошло ничего страшного: спрос увеличился процентов на 10, снегопад сократил пропускную способность улично-дорожной сети примерно на 15-20%. В итоге дефицит предложения составил где-то 25 процентов. Результат — 10-балльные пробки в течение всего дня.

Уважаемые господа читатели! Снегопад и предновогодняя автомобильная активность общими усилиями изготовили для нас с вами отличную натурную модель баланса спроса и предложения, который будет наблюдаться в Москве-2012  в сугубо нормальных условиях.

Прирост регулярного спроса нам гарантирован во всех случаях. Замершие было продажи автомобилей начнут восстанавливаться уже весной. Что касается биологического процесса замещения старых пассивных автомобилистов молодыми активными,  то он никогда и не останавливался. Пожилые москвичи пользуются автомобилем разве что для эпизодических дачных поездок, молодежь — каждый божий день и помногу.

Макроскопические характеристики улично-дорожной сети определяются процентом территории, которую город отдает под транспортные нужды, а также показателями связности тех или иных ее фрагментов. Я много раз рассказывал своим читателям и слушателям, что все эти показатели  в Москве — худшие среди всех мегаполисов мира. Между тем их изменение в лучшую сторону требует не только больших денег, но и способности к принятию весьма интеллектуальных решений. Вряд ли всеми этими богатствами город обзаведется уже к 2012 году.

Текущие изменения пропускной способности сети определяются, прежде всего,  соотношением числа старых расшитых тромбов и вновь созданных. Наглядный пример расшитых  тромбов — это завершение реконструкции Большого Краснохолмского или Крестовского моста.

Новые тромбы появляются повсюду, где прирост жилых, торговых  и  офисных площадей не сопровождается адекватными транспортными улучшениями в их окрестностях: московские сити-менеджеры и планировщики запросто дают добро на строительство торговых центров в транспортных узлах или же замену старомосковских домиков очередными 30-40-этажными  «билдингами». К такому выводу приводят не только поездки по городу, но и чтение списка «первоочередных объектов капитального строительства» из актуализированного Генплана Москвы на 2025 год.

Поэтому новые тромбы возникают у нас куда как быстрее, чем устраняются старые.  Только в ноябре, к примеру,  были приняты два очередных решения, чреватых возникновением новых тромбов в самом центре города.

Московское правительство дало добро на реконструкцию Пушкинской площади с возведением там подземного центра торговли и досуга на 96 000 квадратных метров. Федеральное правительство, в свою очередь, приняло решение о сносе ЦДХ на Крымском Валу и реализации на этом месте некоего «нового проекта».

В обеих этих точках уже сегодня радикально нарушен баланс между пропускной способностью улично-дорожной сети и спросом на оную. В обоих случаях потенциальному застройщику предоставляется ресурс, которого у города нет вовсе.  Предоставление кому-либо ресурса, которого у города нет, означает (в силу закона Ломоносова — Лавуазье)  одновременный отъем замещающего ресурса у нас с вами. Этот «замещающий ресурс» представляет собой дополнительное время, которое  мы с вами проведем в пробках.

Жанр журнальной колонки не позволяет обращаться к математическим моделям и сложным расчетам, так что прошу поверить мне на слово: если долго пилить сук, на котором сидишь, то рано или поздно свалишься.

Натурный эксперимент, проведенный в  понедельник 21 декабря 2009 года, вполне наглядно показал, что до падения с ветки нам с вами осталось совсем немного.

Не берусь судить, насколько этот печальный факт был осознан отцами города, но уже 22 декабря Московская городская дума получила распоряжение мэра Москвы «доработать Генплан без спешки» и немедленно отложила рассмотрение почти уже одобренного документа как раз до 2012 года.

Автор — научный руководитель НИИ транспорта

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться