Подводные камни дружбы | Forbes.ru
сюжеты
$56.72
69.26
ММВБ2285.1
BRENT69.33
RTS1269.11
GOLD1328.52

Подводные камни дружбы

читайте также
+653 просмотров за суткиЕсть все условия для возврата бизнеса в Россию. Силуанов об амнистии капиталов +441 просмотров за суткиГосплан для реформ: Администрация роста +259 просмотров за суткиКалькулятор бюджета: нефть и курс рубля +46 просмотров за суткиВосточный ветер. Быть ли торговой войне между Китаем и США +110 просмотров за суткиНовые санкции, выборы в России и высокие дивиденды. Что ждет инвестора в 2018 году +263 просмотров за суткиМагистрали Эйзенхауэра. Как сеть автотрасс изменила экономику США +62 просмотров за суткиНет роста без реформ. Что будет с экономикой России в 2018 году +177 просмотров за суткиИтоги блокады Донбасса. Украинская экономика усиливает связи с Россией +82 просмотров за суткиВ 2018 году россияне будут больше зарабатывать и больше тратить +47 просмотров за суткиТанцы маленьких лебедей. Сколько будет стоить нефть в 2018 году +747 просмотров за суткиМихаил Фридман — о жизни в Лондоне, банковском кризисе и агентах Кремля +98 просмотров за суткиЭкономические итоги 2017 года: сильный рубль, слабый рост и сюрпризы от ЦБ +94 просмотров за суткиЭкономика хэштегов: не верьте прогнозам в твиттере +133 просмотров за суткиДвигатель прогресса. Как высшее образование сдерживает рост экономики России +203 просмотров за суткиЖесткий сценарий: санкции могут ослабить рубль на 15-20% +142 просмотров за суткиКартошка и блокчейн. Зачем Белоруссия признала криптовалюту +5 просмотров за суткиДо рецессии далеко: спад в промышленности удивил, но не напугал +93 просмотров за суткиПонять и простить. Кто воспользуется налоговой амнистией Владимира Путина +43 просмотров за суткиПутин пообещал простить должников и не повышать налоги до конца 2018 года +6 просмотров за суткиКризис доверия. Технологическая революция меняет само это понятие Деньги за бочку: американские производители нефти готовы продавить цены

Подводные камни дружбы

Forbes
Владимир Чикин Forbes Contributor, Сергей Курочкин Forbes Contributor
Каких проблем следует ожидать при создании Таможенного союза

С нового года вступает в силу соглашение о создании единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Окажется ли оно действенным? Это зависит от  того, насколько хорошо усвоены уроки прошлого.

Первый Таможенный союз был образован еще в середине 1990-х. 6 января 1995 года об этом договорились Белоруссия и Россия. Через 14 дней к нему присоединился Казахстан, а в марте 1996 года — Киргизия. И хотя все участники осознавали необходимость интеграции, Таможенный союз так и не заработал в полную силу. В чем же заключались ошибки, не позволившие эффективно им управлять?  

Напомним, что под Таможенным союзом понимается единая таможенная территория, в пределах которой товары, произведенные или выпущенные в свободное обращение в одной из стран-участниц, автоматически входят в свободное обращение на всей территории союза.

В прошлом десятилетии такого уровня интеграции удалось достичь лишь России и Белоруссии. Своеобразной кульминацией их взаимоотношений стали указ президента России №525 от 25 мая 1995 года и постановление российского правительства №583 от 23 июня 1995 года, отменявшие таможенный контроль для товаров, ввезенных или произведенных на территории Белоруссии. После этого начался процесс упразднения пунктов пропуска на российско-белорусской границе. Многие, наверное, еще помнят бравурные телерепортажи о перспективах интеграции двух братских народов. 

Однако союзное государство сразу же столкнулось с массой проблем. По данным Государственного таможенного комитета (ГТК) России, в 1995-1997 годах существовали значительные расхождения в размере импортных пошлин двух стран. В марте 1997 года ставки ввозных пошлин на товары были в пяти случаях выше в Белоруссии и в 17 случаях — в России. Российские акцизные ставки в 72 случаях превышали белорусские. Это делало таможенное оформление импортных товаров в Белоруссии намного более выгодным. По оценке ГТК, из-за различий в ставках в 1997 году российский бюджет потерял $80 млн.

Cтраны-участницы нового Таможенного союза учли этот опыт и утвердили единый таможенный тариф. Следовательно, бюджетных потерь из-за разницы в ставках таможенных пошлин быть не должно. Но не надо забывать, что к таможенным платежам, уплачиваемым при ввозе товаров, относятся еще налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизные платежи. Разница в размере ставок этих налогов существует и, очевидно, может быть причиной потенциальных потерь для бюджета того или иного участника союза. Например, ставка акциза на один литр натурального вина в России равна  2,9 рубля, а в Казахстане — 35 тенге (6,84 рубля). Ставка НДС для большинства импортных товаров в Казахстане составляет 12%, в России и Белоруссии — 18%. Но есть и исключения: например, в Белоруссии в отношении сахара белого применяется ставка НДС 24%.

Еще одним источником бюджетных потерь раньше служила недопоставка товаров из третьих стран, следующих через территорию Белоруссии и России транзитом. По оценкам ГТК, из-за ненадлежащего контроля со стороны белорусских таможенников сумма таможенных платежей по транзитным товарам, подлежащих уплате в российский бюджет, в 1997 году составляла 1,2 трлн неденоминированных рублей в квартал. Контроль за перемещением транзитных товаров крайне актуален и теперь в свете создания нового Таможенного союза.

В силу этих и других обстоятельств за полтора года, прошедших с момента отмены таможенного контроля между Россией и Белоруссией, общая сумма таможенных платежей, не поступивших в российский бюджет, составила более 5,5 трлн неденоминированных рублей (около $1 млрд).

Хотя существование Таможенного союза между двумя странами основывалось на том принципе, что границы между его участниками должны быть условными, сложившаяся в 1990-х годах ситуация диктовала необходимость принятия дополнительных мер защиты. С незаконным ввозом товаров из Белоруссии в Россию в известной мере удавалось бороться только с помощью оперативно-разыскных мероприятий на дорогах приграничных областей России. Для контроля за товарами, перевозимыми автомобильным транспортом, Смоленской таможней были выставлены таможенные наряды. Но вряд ли эти меры можно признать эффективными. Нарастание спорных моментов и финансовых потерь привело в итоге к сворачиванию отношений между странами-участницами в этом важном деле. 

Сегодня похоже, что государства-члены союза пришли к компромиссу по самым важным вопросам. Так, с 1 января 2010 года вступает в силу единый таможенный тариф, а с 1 июля 2010 года —Таможенный кодекс. Конечно, при условии его ратификации и выполнения внутригосударственных процедур. Но в любом случае необходимо еще детально проработать те вопросы, которые однажды уже повернули процесс интеграции вспять.

Владимир Чикин партнер юридической фирмы Goltsblat BLP

Сергей Курочкин юрист юридической фирмы Goltsblat BLP, кандидат исторических наук

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться