Пираты — санитары бизнеса

Ли Гомес Forbes Contributor
Те, кто с ними борется, могут перехитрить сами себя, отпугнув немногих клиентов, готовых платить

Одна компьютерная компания, занявшаяся производством домашних кинотеатров, призналась, что главное назначение ее продуктов — показывать нелегально скачанные фильмы. Управляющий другой компании, производящей электронику, сказал, что если видеокассеты стали когда-то популярны благодаря порнографии, то нынешние технологии — благодаря пиратскому контенту. Наконец, один венчурный инвестор пробормотал за обедом, что менеджер десятилетия в high-tech — это не Стив Джобс и не основатели Google, а Шон Фэнинг, придумавший файлообменный сервис Napster. Три примера — это уже тенденция?

Приглядитесь к любой успешной технологии последних 10 лет — и вы увидите, что за ней маячит та или иная недобросовестно добытая информация. В некоторых случаях связь просто очевидна. iPod, например, просто идеальное устройство для прослушивания бесплатной музыки. И пусть iTunes Store продает и легальные копии песен, и дела у него идут неплохо, но мало кто сомневается, что абсолютное большинство песен в среднестатистическом iPod — пиратские. Неслучайно iPod фактически вернул Apple с того света: капитализация компании уже превысила $175 млрд и почти догнала Google.

Иногда связь между пиратством и популярностью продукта не так прямолинейна. Например, скорость соединения с интернетом будет расти вне зависимости от того, каков спрос на пиратское кино. Но и то и другое будет только развиваться в эпоху, когда бутлеги «Аватара» появляются в сети через несколько часов после премьеры. И пусть мало кто в наши времена продолжает читать книги — всем ясно, зачем нужны ридеры Kindle, лежавшие под елкой на это Рождество. Они сделают с Дэном Брауном то, что уже произошло с Джастином Тимберлейком и вампирами из саги про «Сумерки» — снизят лицензионные отчисления. Пиратские копии оцифрованных книг заняли место на тех же сайтах, где уже давно окопались нелегальные фильмы и музыка.

За следующее десятилетие не может произойти ничего, что отменило бы главное достижение предыдущего: массовая оцифровка произведений искусства, фильмов, песен и книг сделала почти невозможным любой контроль за распространением информации. В одних индустриях копирование происходит проще, чем в других. Фильмы, например, большинство потребителей смотрят только один раз. Поэтому можно представить, что недорогое и простое в обращении устройство, позволяющее за деньги смотреть фильмы из интернета, имело бы успех. Но вот с музыкой это не пройдет.

Пиратство никуда не денется, а те отрасли, которым и так непросто в цифровую эпоху, только отдаляют аудиторию, которую могли бы привлечь на свою сторону. Вот недавний пример — уголовное преследование и тюремный срок для женщины, снявшей на любительскую камеру несколько минут фильма «Новая Луна». На вечеринке в кинотеатре. Или посмотрите на то, что происходит с компанией Redbox, сдающей DVD в прокат за доллар в день. Одни компании с ней сотрудничают, другие подают в суд и честят ее так, как кода-то честили Napster. Забавный способ обращаться с легальным бизнесом, способным радикально расширить вашу потребительскую базу, не правда ли?

Еще один пример — издатели газет, взявшие в последнее время моду винить Google во всех своих бедах. Причина в том, что Google дает возможность бесплатно прочитать истории, за которые когда-то приходилось платить несколько центов. Но если бы не было Google News, тем же самым занимались бы тысячи других сайтов в интернете. Настоящая проблема отрасли — это читатели, которые проводят сейчас весь день перед экраном компьютера и берут всю необходимую информацию оттуда.

Производителям контента пора перестать изображать из себя мучеников, а разработчикам цифровых технологий — покончить с ханжеством. Если говорить о high-tech, то цитата десятилетия, без сомнения, принадлежит Уильяму Уоткинсу, бывшему гендиректору производителя жестких дисков Seagate. «Будем честны, — сказал он в порыве искренности, которой его коллеги должны были бы позавидовать, — мы не меняем мир. Наш продукт помогает людям покупать больше дерьма — и смотреть порнографию».

Новости партнеров