Русский спор: бессмысленный и беспощадный | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Русский спор: бессмысленный и беспощадный

читайте также
+2025 просмотров за суткиВеликая мысль: 10 главных бизнес-теоретиков мира 2017 +67 просмотров за суткиВсему голова: почему отлаженная система важнее яркого управленца +23 просмотров за суткиПринцип трех основ и другие секреты работы со сложными сотрудниками +18 просмотров за суткиНатуральный обмен: кого в стартапах мотивировать деньгами, а кого — интересными задачами  +10 просмотров за суткиГейтс, Брин и Маск: три незаменимых персонажа в вашем совете директоров +13 просмотров за суткиКружок книголюбов: как заставить читать профлитературу поваров и официантов +28 просмотров за суткиСлучайный гость. Чем грозит наем топ-менеджера крупной компании в стартап +30 просмотров за суткиИгра на удержание. Почему увольняются успешные сотрудники +80 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +45 просмотров за суткиУроки моря: принципы яхтенного спорта, которые помогают в жизни и бизнесе +7 просмотров за суткиРуководи как CEO: бизнес-подход к управлению регионом +52 просмотров за суткиAgilе для чайников: семь тезисов о методе, который любит Герман Греф +27 просмотров за суткиУроки Дурова. Как правильно уволить ключевого сотрудника и не нажить проблем +16 просмотров за суткиДурной тон. Почему за работу в выходные в Европе могут уволить +3 просмотров за суткиВремя перемен: как безболезненно провести реформы в компании +6 просмотров за суткиРуководитель-прокрастинатор: как не ввергнуть себя и компанию в пучину отложенных дел +5 просмотров за суткиПуть эволюции: как топ-менеджеру стать членом совета директоров +26 просмотров за суткиБизнес в стиле research: какие приемы управления предприниматели могут «подсмотреть» у ученых +12 просмотров за суткиНа связи. Как выстраивать удаленное управление сотрудниками +4 просмотров за суткиНа краю света: как контролировать сотрудников большой компании +6 просмотров за суткиПочему поколение Z не потеряно для крупных корпораций
#менеджмент 27.01.2010 14:08

Русский спор: бессмысленный и беспощадный

Елена Евграфова Forbes Contributor
Почему нам так трудно вести содержательные дискуссии

Несколько раз в разных изданиях я пыталась завести что-то вроде дискуссионной рубрики, в которой люди обменивались бы противоположными точками зрения на ту или иную проблему. Вынуждена признать: попытки не увенчались успехом. Не очень-то мы умеем спорить. Если точки зрения оппонентов действительно расходятся, дискуссия быстро превращается в эмоциональный поединок не на жизнь, а на смерть. Практика повсеместная, тактика неизменная. Это уже стало частью национального характера: не переспорить оппонента означает потерять лицо.

Когда я работала в «Ведомостях», один очень информированный специалист по IT написал для моей полосы статью, в которой жестко критиковал систему CRM (управление отношениями с клиентами). Был он не только опытным практиком, но и подкованным теоретиком: руководил внедрением CRM в крупной компании и преподавал в одном из уважаемых технических вузов, так что позиция его была хорошо аргументирована со всех сторон. Если вкратце, в статье говорилось о том, что преимущества CRM сильно преувеличены — по крайней мере, когда речь идет о российских компаниях.

В то время концепция CRM была в диковинку, про нее много писали, в основном позитивно, и я решила, что это хороший повод для дискуссии. Полезность или бесполезность сложного управленческого софта сильно зависит не только от того, как его используют, но и от природы самой компании — все это можно было детально обсуждать. Я отправила статью специалистам ведущей российской компании-интегратора с просьбой написать ответ. На всякий случай я заранее попросила сосредоточиться на предмете спора и держать себя в рамках. Увы. В присланном тексте почти ничего не было сказано по существу, зато эмоции били через край — автор первой статьи был объявлен ретроградом и душителем прогресса. Дискуссии не получилась.

Все приемы и техники, позволяющие спорить и ссориться без кровопролития, давно продуманы и описаны психологами. Бери и пользуйся на здоровье, однако российское большинство их отвергает, потому что предпочитает «естественность», в которой видит ценный признак национальной идентичности. К тому же в основном это американские приемы и техники, а мы привыкли высмеивать их всепроникающую технологичность и политкорректность.

Естественность — это хорошо, и все же по большому счету мне все равно, какая улыбка у оппонента, искренняя или протокольная. А вот если он очень естественно нагрубит, это точно испортит мне настроение. Вежливость вообще неестественна, она придумана для того, чтобы своим поведением не беспокоить других людей.

В разговоре на острую тему правила важны как нигде, без них он становится бессмысленным, а то и опасным для добрых отношений. Не переходить на личности, не скатываться в демагогию, смягчать формулировки, не навешивать на оппонента ярлыки, не повышать голос, не уходить от предмета к вселенским обобщениям — правила просты, но без них трудные разговоры становятся слишком травматичными, и люди стараются их избегать. А это, как утверждают специалисты, плохо по двум причинам: во-первых, цивилизованные споры подстегивают человеческий мозг (активизируются зоны, отвечающие за творческое начало), во-вторых, для развития любой организации нужна здоровая доля разногласий.

Ну и, конечно, спор невозможен без толерантности к чужому мнению и чужой позиции, даже если они кажутся чудовищно неверными или даже вредными. Вот это, пожалуй, для нас самое трудное.

Автор — главный редактор Harvard Business Review — Россия и «Альпина Бизнес Букс»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться