Зарядился и поехал

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Японцы приняли единый мировой стандарт заправок для электромобилей — это приближает конец бензиновой эпохи

В понедельник ведущие японские автопроизводители объявили о создании ассоциации под названием CHAdeMO (от английских слов Charge и Move — в вольном переводе «зарядился и поехал»). Цель состоит в том, чтобы вместе разрабатывать и внедрять по всему миру единый стандарт подзарядки электрических автомобилей. В ассоциацию вошли Toyota, Nissan, Mitsubishi, Fuji Heavy Industries и крупнейшая электрическая компания Японии TEPCO (Tokyo Electric Power Co). Ожидается, что вскоре к пяти первым участникам присоединится еще 158 компаний в Японии и за ее пределами, в частности французский автопроизводитель Peugeot. Несмотря на то, что планы существуют пока только на бумаге и подписались под ними лишь японские производители, ассоциация способна в скором времени изменить всю индустрию электромобилей.

Во-первых, именно участники CHAdeMO ближе всего подошли к массовому производству электромобилей. Mitsubishi и Fuji продают такие машины в Японии уже сейчас (i-MiEV и электрическая Subaru Stella), а Nissan собирается выпустить действительно массовую электрическую модель Leaf к концу года. Toyota, собственный электромобиль которой появится только в 2012 году, уже производит гибриды, способные заряжаться от розетки.

Во-вторых, все участники ассоциации как на подбор автогиганты, с которыми нельзя не считаться. Мелкие производители, особенно заметные на рынке электрических машин, не смогут идти наперекор всей японской промышленности. А крупных конкурентов у ассоциации практически нет — из больших концернов только у GM на подходе более или менее массовая модель автомобиля, заправляющегося от розетки, — Chevrolet Volt.

В-третьих, автопроизводителям просто нет смысла начинать войну стандартов, подобную той, которую вели, например, производители оптических дисков (Blu-Ray против HD DVD). Даже очень твердо стоящие на ногах автоконцерны (а после кризиса таких стало сильно меньше) не могут позволить себе самостоятельно выстраивать электрическую инфраструктуру. Гораздо удобнее строить однотипные автозаправки, способные заряжать все имеющиеся на рынке электрические транспортные средства. Стандартизация зарядных устройств для мобильных телефонов происходит с опозданием на 15 лет и только в Европе. К чему это привело, можно увидеть в аэропорту Домодедово, где для них есть специальная «заправка» — она похожа на Медузу Горгону. Автопроизводители надеются заранее избежать этой проблемы. Сейчас, по данным TEPCO, на всю Японию существует лишь 150 электрических заправок, а в остальном мире их «плотность» еще ниже. Значит, переход к новому стандарту должен быть почти безболезненным.

Чтобы еще больше облегчить стандартизацию, японские производители постарались подойти к проблеме как можно либеральнее. Фактически они регламентируют только форму вилки, которая втыкается в розетку, и необходимый вольтаж. Чтобы соответствовать новым правилам, производителям придется идти на куда меньшие жертвы, чем те, на которые они уже идут под давлением международных и национальных стандартов.

Новости из Токио, пусть и декларативные (CHAdeMO занимается разработкой стандарта, а не строительством заправочных станций), полностью меняют привычный порядок. Уже давно было ясно, что электрические двигатели и экономичнее, и экологичнее бензиновых. И хотя стоят они пока несколько дороже, разница уменьшается с каждым годом. Производители автомобилей это понимают — и, судя по концептам, представленным на крупных автосалонах, понимают уже давно. Оставалось уговорить энергетические компании инвестировать в инфраструктуру, а для этого стандартизировать систему зарядки электромобилей.

Электрические компании могут уже сейчас начать инвестировать в строительство ЭЗС (уже пора, кажется, привыкать к этой аббревиатуре) — пока в Японии, а чуть позже и по всему миру. Но что еще лучше, строительством электрических заправок сможет заняться теперь кто угодно. Например, владельцы торговых и офисных центров. Строить в подвале людного центра топливную заправку, скорее всего, просто невозможно, а вот размещать на подземной парковке электрические розетки со счетчиками — недорогое и сравнительно безопасное занятие. Кто же откажется увеличить торговый оборот за счет подземной парковки.

Главное конкурентное преимущество топливных автомобилей — автономность. Пока что электрические машины могут проехать на одной зарядке только 100–200 км. Но с распространением ЭЗС главный их недостаток обратится в достоинство, по крайней мере для городских жителей. Им придется чаще заправляться — зато не нужно будет специально куда-то для этого ехать. Бензиновые заправки, конечно, не умрут в ближайшие пять и даже 10 лет, но конкурент у них появится очень мощный.

Новости партнеров