Назад, в будущее!

Михаил Блинкин Forbes Contributor
Чтобы спасти Москву от транспортного коллапса, стоит вернуться к градостроительным нормам царского времени

На днях я участвовал в съемках телевизионного сюжета по поводу транспортных проблем Солнцева — города, который в 1984 году стал частью Москвы. Надо сказать, что созерцание утреннего транспортного пика в этих краях способно впечатлить даже искушенного наблюдателя. Я полагал, что самые крутые очереди к выезду на «большую землю» стоят обычно на примыкании к Волгоградскому проспекту, Каширскому или Щелковскому шоссе. Констатирую: в Солнцеве, на выезде к Боровскому шоссе дело обстоит еще хуже.

Многоэтажная застройка, возникшая здесь на месте снесенных пятиэтажек и доведенная до привычных московских стандартов сверхплотного освоения территории, никак не сбалансирована с сетевым развитием и пропускной способностью окрестной улично-дорожной сети. Поэтому с утра все местные проезды стоят в сплошном, безнадежном заторе. Боровское шоссе — дорога с вполне приличными проектными параметрами — с трудом принимает всех желающих вырваться из Солнцевских кварталов в сторону Москвы.

О судьбе безлошадного населения, стоящего на автобусных остановках, умолчу из сострадания: будем надеяться, они дождутся прихода в Солнцево линии легкого метро.

Альтернативный, в сторону Киевского шоссе, выход из города был бы необходим как по транспортной науке, так и просто из соображений элементарного человеколюбия. Получилась бы хотя бы минимальная сеточная конфигурация (МКАД — Боровское шоссе — новый выход из Солнцева — Киевское шоссе). Подобная и, как правило, куда более плотная сетка (Grid), предусмотрена в периферийном районе любого разумно спланированного зарубежного крупного города.

Увы, второго (тем более третьего и четвертого!) выхода из Солнцева нет ни в жизни, ни в проектировках. Есть только узкая проселочная дорога, проходящая через застроенную коттеджами деревню Румянцево и перекрытая шлагбаумом, запертым на висячий замок. Так что из бывшей деревни на Киевское шоссе выехать можно запросто, а вот из Солнцева — вряд ли.

Можно ли считать причиной здешних транспортных бед нарушение тех или иных норм столичного Генплана либо московских правил застройки и землепользования? Нет, все эти нормы здесь в общем и целом соблюдены. Про упомянутые балансы и сеточки в них ничего не написано…

Более того, примерно по таким же нормам будут осваиваться и застраиваться все прочие участки московской территории, попавшие в так называемую «зону реорганизации», предусмотренную Генпланом Москвы на период до 2025 года.

Так что на резонный вопрос столичного строительного чиновника, землеустроителя или застройщика «Что мы здесь нарушили?» мне решительно нечего ответить. Москва застраивается абсолютно законно; столь же законно город строит в пробках. Как говаривал классик немецкой философии, «все действительное разумно и все разумное действительно».

Для утешения можно разве что сослаться на некие иные, основательно устаревшие нормы и правила.

К примеру, согласно статье 218 Строительного Устава Российской Империи (в редакции 1912 года) «общим правилом должно являться равенство высоты дома и ширины улицы». В той же статье сообщалось, что «если ширина улицы менее 10 сажен, строения разрешаются только с одной стороны».

Напомню, что 10 сажен — это 21,33 м, то есть ширина, достаточная для организации четырех стандартных 3,75-метровых полос движения с нормальной разделительной полосой и вполне комфортными трехметровыми тротуарами.

Сравните эти архаические нормы с современными московскими реалиями. Напомню при этом, что в 1912 году никто еще об угрозе автомобильных заторов не думал: весь автомобильный парк Российской Империи не превышал тогда 10 000 единиц. Сегодня в одном только Солнцеве автомобилей примерно в 3,5 раза больше.

По поводу шлагбаумов, запираемых на замок местными землевладельцами, полезно вспомнить еще более старинную норму: в XIV веке английский парламент издал билль, запрещающий перегораживать шлагбаумом любую дорогу, когда-либо нанесенную на карту.

Упомянутая выше проселочная дорога, хотя и нуждается в коренном переустройстве и расширении, на карте присутствует…

Я многократно и публично высказывал свое мнение по поводу несовершенства (подчас откровенной ущербности!) конкретных норм Генплана-2025, а также московских Правил застройки и землепользования (ПЗЗ). Я был вовсе не одинок в своих негативных оценках.

Как известно, Генплан-2025 принят на прошлой неделе Мосгордумой во втором чтении. Очевидно, что оба названных документа будут в ближайшее время окончательно одобрены московскими депутатами и вступят в законную силу.

Ситуация в Солнцеве — еще одно и очень наглядное подтверждение очевидной мысли: сохранение нынешних тенденций развития города, основательно и надолго закрепленных в этих документах, с гарантией загонит Москву в транспортный ступор. Выход из него потребует долгого времени, немереных денег и будет связан с тяжелыми имущественными спорами и социальными конфликтами…

Было бы куда как лучше отправить (пока еще не поздно!) эти документы на капитальную переработку, а до поры (пока лучшего не придумали!) придать Строительному Уставу Российской Империи статус действующего на территории Москвы. Для аккуратности добавлю: в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Заодно можно было бы распространить на ту же территорию действие упомянутого английского билля.

Когда мы возвращались со съемок, кто-то из жителей сжалился над журналистами, отпер замок шлагбаума и выпустил нас на Киевское шоссе…

Автор — научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

Новости партнеров