Школа жизни | Forbes.ru
$58.45
69.11
ММВБ2160.16
BRENT63.19
RTS1159.11
GOLD1290.34

Школа жизни

читайте также
+1471 просмотров за суткиДеньги из космоса: Planet ежедневно фотографирует Землю с 200 спутников +342 просмотров за суткиДизайн в борьбе с Альцгеймером: 5 открытий Dubai Design Week +244 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +242 просмотров за суткиАкадемический капитализм. Как американские университеты превращают исследования в бизнес +188 просмотров за суткиВиртуальный университет. Почему государство выделяет 2 млрд рублей АСИ на онлайн-обучение +142 просмотров за сутки«Большой брат» в таблетке: США впервые одобрили препарат с сенсором внутри +80 просмотров за суткиРусские хакеры не делали этого. Касперский подтвердил подделку ЦРУ сертификатов его компании +498 просмотров за суткиПочему так важно учить мальчиков отдельно от девочек и другие ноу-хау британского образования +396 просмотров за суткиСемейный альбом: как изменился портрет российского домохозяйства с середины 1990-х годов +61 просмотров за суткиРазведка США признала лучшей российскую технологию распознавания лиц +35 просмотров за суткиСыграть с поколением Z: как России заработать на киберспорте +26 просмотров за суткиСлабая политика: Россия заняла 71 место в рейтинге гендерного равноправия World Economic Forum +15 просмотров за суткиНа низком старте: как Россия готовится встретить iPhone X +51 просмотров за суткиСила желания: самые востребованные бизнес-школы США — 2017 +13 просмотров за суткиНа службе Родине: государство остается главным работодателем +30 просмотров за суткиGoogle и Facebook раскрыли масштаб «вмешательства России» в выборы США +17 просмотров за суткиСША или Великобритания: в какой стране лучше учиться +19 просмотров за суткиДеньги и знания. Нужно ли высшее образование, чтобы стать миллиардером +15 просмотров за суткиДетство золотое. Как инвестиции в дошкольное образование влияют на экономический рост +26 просмотров за суткиВремя или глубина: как оценить качество российского образования +8 просмотров за суткиПожертвовать анонимностью: как выиграть в гонке за цифровые монеты
#образование 31.03.2010 17:03

Школа жизни

Владимир Мау Forbes Contributor
Советская модель образования плохо приспособлена к постиндустриальному миру

Создание современной модели образования — один из приоритетов развития России сегодня и в обозримом будущем. Задача не сводится к поиску дополнительных финансовых ресурсов для поддержания существующей системы. Речь идет о выработке новой модели образования, о формировании его новых институциональных условий.

Сколько бы мы ни гордились советской системой образования, она была порождением индустриальной эпохи, то есть ориентировалась на массовую подготовку специалистов, приверженных своей профессии на протяжении всей жизни. Ничем, кроме консерватизма сознания, нельзя объяснить любовь наших чиновников к оценке вузов по показателю «количество выпускников, работающих по специальности». Нет ничего более абсурдного, чем привязывать студентов к специальности, учитывая, что потребность в специалистах в современном динамичном мире может существенно поменяться за те пять-шесть лет, которые студент проведет в вузе. Среди наиболее успешных «героев нашего времени», по какому бы критерию мы ни оценивали успех, вряд ли найдется хоть один, работающий по специальности (исключение составляют, наверное, только представители творческих профессий).

Иными словами, невозможно сейчас бороться за сохранение индустриальной модели образования, основанной на интенсивном предоставлении образовательных услуг в первые 20–25 лет жизни с эпизодической «профпереподготовкой» в дальнейшем.

Постиндустриальная модель опирается на пять основных принципов.

Первое. Система образования должна стать непрерывной. Профессиональное образование должно начинаться уже в старших классах средней школы и продолжаться на протяжении всей жизни, способствуя адаптации человека к вызовам времени. Важным шагом на пути к непрерывному образованию является введение двухступенчатого высшего образования — бакалавриата и магистратуры вместо единого специалитета.

Второе. Из непрерывности образования следует его индивидуализация. В чем-то это сродни образованию доиндустриальной эпохи, но на качественно новом уровне. Хорошая образовательная программа должна состоять из модулей, причем сам студент обладает значительной свободой выбора этих модулей и формирования собственной образовательной траектории.

Третье. Глобализация делает неизбежной для серьезного образовательного учреждения конкуренцию на международном образовательном рынке. Это предполагает формирование альянсов и совместных программ с разными образовательными институтами, включая зарубежные. Повышается роль международных ассоциаций и стандартов. Все большую роль будет играть образование на английском языке — так в средневековой Европе университеты объединяла латынь. Наконец, показателем качества образования становится способность привлекать иностранных студентов и профессоров.

Четвертое. Усиливается значение практической направленности образования, связанной с получением набора компетенций. Это требует изменения технологий образования. Создаются новые возможности для ускорения получения компетенций через тренажеры, разного рода симуляторы, информационно-коммуникационные системы.

Пятое. Изменяется финансовая модель образования. Роль частных (личных) расходов при формировании образовательной стратегии человека будет усиливаться и дальше. Распространение платности образования в современной России принято связывать с посткоммунистической трансформацией, сопровождавшейся тяжелым бюджетным кризисом. На самом деле произошло наложение двух кризисов — бюджетного и системного. Недаром преодоление бюджетного кризиса не привело к ослаблению роли частных денег в развитии образования. Напротив, приток средств от граждан и корпораций в образование усиливается — это оборотная сторона индивидуализации образовательных траекторий.

Выделяя эти принципы, я основывался на собственной практике в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, где представлены программы среднего специального (уровень колледжа), высшего профессионального и постдипломного образования, включая разного рода программы подготовки бизнесменов и государственных служащих.

Понимаю, что выстраивание образования на этих принципах — очень непростая задача. Однако без ее решения качество образования в стране будет снижаться, а отсюда недалеко и до деградации.

Автор — ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться