Самая важная реформа | Forbes.ru
сюжеты
$56.5
69.21
ММВБ2297.47
BRENT68.86
RTS1279.28
GOLD1331.32

Самая важная реформа

читайте также
+1 просмотров за суткиПутин в послании Федеральному собранию: «Борьба с коррупцией — это не шоу» +1 просмотров за суткиВсе о Дональде Трампе — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +3 просмотров за суткиГайзер пошел на сделку со следствием Золото партий: почему на выборах в Госдуму не будет новых игроков Что обещали своим избирателям Дональд Трамп, Хиллари Клинтон и другие кандидаты в президенты Анатомия Яровой: одиозный депутат в цифрах и фактах Субъект недоверия: чем заканчивались уголовные дела губернаторов Инвестиция или взятка: что известно об аресте губернатора Белых Brexit в переводе на русских Юрий Шефлер: в Лондоне с налогами будет еще лучше, чем раньше Жизнь после спорта: кто из бывших спортсменов стал политиком Анатолий Чубайс: «Я никогда не окажусь в списке Forbes» Верхняя и Нижняя Панама: 20 офшоров Федерального собрания По панамскому счету: почему законодатели не спешат закрывать свои офшоры Игорь Чайка: «В первую очередь это связано с принципиальной позицией моего папы и его должностью» Голод в городе: что происходит в Венесуэле Борис Титов: «Если мы дадим дорогу бедности, мы дадим захлопнуться двери к свободе на десятки лет» Бронзовые миллиардеры: почему Тимченко и Ротенберги получили медали Инструкции по выживанию: как чиновники советуют справляться с кризисом В США продана яхта Михаила Лесина Капиталы первого ранга: кто самый богатый в Администрации президента

Самая важная реформа

Николя Верон Forbes Contributor
В Евросоюзе появятся наднациональные регуляторы финансовых рынков — если не помешают британские консерваторы

Драматическая ситуация в Греции заставила мир задуматься о бюджетных проблемах развитых стран. И все же важнейшим вопросом, который поставил глобальный кризис, остается реформа регулирования финансовых рынков и институтов. Евросоюз ответил на этот вызов попыткой создать панъевропейские органы финансового надзора. Юридические детали еще обсуждаются, но если реформа будет проведена, она полностью переформатирует существующую финансовую систему.

Предполагается, что надзором займутся три агентства, в ведении которых будут находиться банки, страховщики и рынки ценных бумаг. Процедура вынесения решений в агентствах будет формализована, а сами решения — обязательны к исполнению. И это отличает их от комитетов, которым они придут на смену. Фактически эти агентства станут первыми наднациональными финансовыми регуляторами. Кроме того, будет создан координируемый европейским Центробанком Совет по системным рискам, который будет отслеживать основные финансовые риски и рекомендовать меры борьбы с ними.

Эти рекомендации, выработанные специальной комиссией под руководством экс-главы французского Центробанка Жака де Ларозьера, в июне прошлого года были единодушно поддержаны на саммите глав государств ЕС. Учитывая, насколько жестко некоторые страны-участницы — Испания, Германия и особенно Великобритания — противились прежде подобным инициативам, это огромный прогресс.

Значимость этого соглашения трудно переоценить. ЕС намеревается построить единый финансовый рынок, но без эффективной системы надзора это невозможно. Доверившись 27 независимым национальным регуляторам, склонным защищать или контролировать местные компании, мы создаем предпосылки к раздробленности. Перенос финансового надзора с национального на общеевропейский уровень — необходимое, хотя и недостаточное, условие для устойчивой интеграции рынков.

Предложенная конструкция — результат компромисса, несвободный от недостатков. Согласно проекту, одобренному странами-участницами в декабре и обсуждаемому сейчас в Европарламенте, полномочия новых органов будут ограничены. Их законотворческие инициативы должны одобряться Еврокомиссией. Не очень понятно, как они будут управляться: их наблюдательные советы будут состоять из представителей (лоббистов) отдельных стран, а постоянные председатели советов не будут иметь права голоса. Оговорку о том, что решения органа не могут влиять на бюджетную политику, некоторые рассматривают как симптом будущего паралича. Разделение на банки, страховщиков и участников рынка ценных бумаг кажется неоптимальным.

Много спорят о том, какими полномочиями должны обладать новые органы. Пока предполагается, что они в первую очередь будут арбитрами в спорах между национальными регуляторами. Единственными игроками, которые наверняка будут регулироваться на европейском уровне, станут рейтинговые агентства — небольшая, но важная часть системы. Европейские парламентарии вполне ожидаемо хотят расширить полномочия новых агентств, позволив, например, банковскому надзору непосредственно надзирать за европейскими банками.

Первый шаг, пусть и важный, — еще не конец игры. Если полномочия новых регуляторов, даже и ограниченные, будут исполняться эффективно и компетентно, они заслужат доверие всех заинтересованных лиц. Тогда можно будет поставить вопрос о получении ими более широких прав, необходимых для поддержки интегрированной европейской финансовой системы. Достичь всех этих целей в один присест — и нереалистично, и неразумно, поскольку доверие не возникает из воздуха.

В первую очередь следует повысить эффективность управления новых органов. Возможно, для этого потребуется ввести в наблюдательные советы представителей общеевропейских (а не национальных) интересов, как уже поступили в европейском Центробанке. Эффективность работы можно повысить также, расположив  все три агентства в одном городе, что предлагают сделать депутаты Европарламента.

Медлить нельзя. В мае на выборах в Великобритании с большой вероятностью выиграют консерваторы, известные своим евроскептицизмом. Первым же важным вопросом, с которым они столкнутся, будет реформа финансового регулирования. Делегировать Евросоюзу ответственность в столь важном для британской экономики вопросе консерваторам будет нелегко. Если речь пойдет о полномочиях новых регуляторов, Европарламенту и новому правительству Великобритании найти общий язык будет непросто.

Ставки очень высоки. Если создать интегрированную надзорную структуру не удастся, рынки могут окончательно потерять веру в перспективы панъевропейских банков и вынудят их вернуться в национальные границы. Такой ход событий может стать самым неприятным последствием кризиса для экономической интеграции на континенте. ЕС просто не может позволить себе провалить эту реформу.

Автор — сотрудник исследовательского центра Bruegel, приглашенный исследователь Peterson Institute for International Economics

 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться