К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Сговор во имя конкуренции


Что могут сделать бизнесмены для улучшения делового климата в России

Благодаря председателю НП «Бизнес-Солидарность» Яне Яковлевой мы знаем, что будут и чего не будут делать студенты элитной бизнес-школы «Сколково» для улучшения делового климата в России. Они не будут заниматься этим сами, но могут дать кому-нибудь денег. В остальном они собираются заниматься бизнесом по тем правилам, которые сложились.

Многие поспешили осудить полученный от студентов ответ, не вняв разумным аргументам в его пользу. Первый аргумент заключается в том, что каждый должен заниматься своим делом, доверяя остальные дела специалистам. Пусть булочник печет хлеб, политикой занимается политик, а остальные им платят. Второй аргумент состоит в том, что при попытке играть по другим правилам (скажем, отказавшись давать взятки) компания разорится. Между тем ждать от людей добровольного разорения — значит требовать слишком многого, да и вряд ли это пойдет на пользу потребителям.

Похожие соображения я недавно слышал в одном отраслевом министерстве: думать про интересы потребителей и «экономики в целом» — задача Минэкономики и Онищенко, с нашего же министерства спрашивают за рост вверенных нам отраслей. Кроме того, если последовательно реализовывать логику защиты потребителей, министерство придется закрыть. Наверняка примерно то же самое можно услышать и в офисе отраслевой бизнес-ассоциации.

 

Те, кто хочет перемен в стране, должны искать контраргументы. Если бизнесменам (или чиновникам) предлагают рискнуть финансовым благополучием, карьерой, а возможно и свободой, они имеют право знать, что и зачем они должны сделать и каковы шансы на успех.

Эти шансы не очень велики. Бизнесмены не просто пассивны в деле улучшения бизнес-климата. Напротив, они активно участвуют в его ухудшении. Ввозные пошлины, антидемпинговые меры, антимонопольные расследования и законы о торговле в значительной степени дело рук самих бизнесменов. Нередко им это не просто выгодно, а и необходимо для выживания. Когда все вокруг используют административный ресурс, отказ им пользоваться может быть столь же разорительным, как отказ воспользоваться новой эффективной и общедоступной технологией производства.

 

Конечно, можно утверждать, что для бизнесменов было бы еще выгоднее, если бы никто не пользовался административным ресурсом. Однако чтобы получить эту выгоду, нужно решить проблему, с которой обычно сталкиваются участники картелей: он выгоден всем участникам вместе, но никому в отдельности. В интересах всех договориться и поднять цены, но в интересах каждого не входить в картель, а войдя, не соблюдать соглашение и продавать дешевле, чем остальные. Поэтому картель может состояться только тогда, когда его участники найдут способ обнаруживать и эффективно наказывать нарушителей соглашения, а число оставшихся за пределами картеля будет не слишком велико. То же самое верно и для потенциальных участников «сговора во имя честной конкуренции». Пока не найдется способ сделать число штрейкбрехеров незначительным, участники сговора будут больше бить по своему карману, чем по общественным проблемам.

При взгляде на организационные сложности «сговора во имя честной конкуренции» идея поручить все профессионалам-политикам может показаться привлекательной. Но она основана на преувеличении возможностей профессионалов. Действительно, можно поручить печь хлеб булочникам и наслаждаться готовым результатом. Однако в образовании, и студенты «Сколково» это прекрасно знают, для получения знаний недостаточно заплатить деньги профессиональному преподавателю, нужно и соучастие студента. Результаты усилий медиков и пожарных также во многом зависят от соучастия их клиентов.

Это же верно и для профессиональных политиков. Без вовлеченности и контроля со стороны тех, кто дает им деньги и о чьих интересах они должны заботиться, политики будут такими же, как уже существующие бюрократы. Увы, на вопрос, кто будет сторожить наших сторожей, мы не можем всегда предлагать ввести новых сторожей, которые присматривали бы за прежними. Рано или поздно окажется, что в конечном счете сторожить сторожей можем только лишь мы сами.

 

Автор ведущий научный сотрудник Академии народного хозяйства

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+