Пора повышать налоги на нефть и газ

Налоговые льготы, введенные во время кризиса, мешают сбалансировать российский бюджет

С антикризисной поддержкой реального сектора пора заканчивать, заметил на пятничной коллегии Минфина и Минэкономразвития один из наших лучших экономистов, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Премьер Владимир Путин удивился: видимо, аппарат правительства таких предложений не выдвигал. Поддержка нефинансового сектора увеличивает спрос на импорт, но тут уж ничего не поделаешь, ответил премьер.

На самом деле поддержка реального сектора — это не только прямое выделение средств из бюджета. Это еще и налоговые льготы. Премьер об этом, судя по газетным пересказам, забыл. Самую мощную антикризисную поддержку — причем первыми — получили из бюджета российские нефтяники. Вот с ней точно пора заканчивать.

Налоговые льготы для нефтяников правительство ввело в разгар кризиса, в конце 2008-го. Они должны были скрасить компаниям снижение цены нефти и прекращение доступа к дешевым кредитам. Были снижены налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины, налог на добычу, ускорена амортизация, снижен налог на прибыль. Но нефть достаточно быстро подорожала, и особых трудностей с погашением долга у нефтяников не возникло. Помогла нефтяникам и девальвация рубля.

Теперь нефть снова стоит дорого. Средняя цена Urals в I квартале этого года — $75,3. Но даже год назад при средней цене барреля в $44 в уместности льгот были большие сомнения. До кризиса, когда лидерами в добычи нефти были частные компании, налоговая нагрузка на нефтянку была сконструирована так: НДПИ и экспортные пошлины шли вверх при цене нефти выше $16 и $27 за баррель соответственно. До этого уровня, при совсем низких ценах, нагрузка была минимальной. Если при цене нефти в $44 ее добыча и экспорт нерентабельны, значит что-то не так с издержками на транспортировку сырья и прочими расходами.

Что дают нефтяникам налоговые льготы, прекрасно видно из опубликованной вчера отчетности «Роснефти» по US GAAP за I квартал (см. таблицу). Прибыль госкомпании выросла до самого высокого уровня за последние полтора года — с начала кризиса.

Показатель, $ млрд

I квартал 2010

I квартал 2009

Рост, в %

Прибыль

2,43

2,06

18

Выручка

14,8

8,3

79

Налоги на добычу, экспортные пошлины

6,1

3,3

85

Транспортировка

1,76

1,25

41

EBITDA

4,44

2,3

92

Добыча, млн барр. в день

2,29

2,11

8,4

Переработка, млн т

12,1

11,6

4

Долг

16,4*

18,5**

-11

Цена нефти, $

75,3

44

71

* на 01.04.2010

** на 01.01.2010

Источники: Bloomberg, Интерфакс

Кроме общих для всех нефтяников льгот, «Роснефть» пользуется специальными льготами при добыче нефти в Восточной Сибири. Минфин пытался их отменить, но результатом внутриправительственного спора стало продление льгот как минимум до конца года. Из приведенных показателей очевидно, что, несмотря на рост расходов и налогов, нефтяники при нынешних ценах чувствуют себя весьма неплохо и никакой нужды в продлении льгот нет.

Пожертвовав нефтяными налогами, российский бюджет попал в достаточно плачевное положение. Пришлось упразднить разделение доходов на нефтяные и прочие. Цена нефти, при которой бюджет-2010 можно было бы свести без дефицита, достигла, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, $95. Пять лет назад эта цифра была ниже в 3,5 раза, что говорит о гигантской неудаче нашей бюджетной политики.

Стоит нефти подешеветь, как страна очень быстро наберет долги. Это очень несвоевременно. Впереди большие расходы, а займы в ближайшие годы, скорее всего, будут только дорожать. Ведь Греция — только начало кризиса суверенного долга. Бюджетные проектировки развитых стран Европы и США показывают, что он может затянуться на несколько лет. Россия вошла в этот кризис в очень благоприятной ситуации: госдолг крайне низок. Но это временно.

Возвращение нефтяных налогов на докризисный уровень позволило бы избежать давно запланированной на 2011 год и очень вредной меры — повышения налоговой нагрузки на оплату труда. Этот шаг будет сильно сдерживать послекризисное восстановление экономики и осложнит ее модернизацию. Нагрузка на оплату труда особенно высока в секторе услуг. Но всему сервисному сектору едва ли удастся записаться в «инновационные компании», которые увеличения нагрузки не почувствуют.

Новости партнеров