Как вернуть доверие инвесторов

России пора взяться за улучшение делового климата

Острая фаза финансового кризиса позади. Но последствия глубокого спада почти во всех сферах экономики не преодолены, и судя по всему, преодолеваться будут медленно. В новой ситуации экономическая стратегия России нуждается в смене приоритетов. Экстренные меры, вроде финансовых инъекций банкам и крупным корпорациям, себя исчерпали. От протекционистской политики тоже пора отказываться. На повестке дня меры долгосрочного порядка. Прежде всего, восстановление доверия инвесторов. Что сегодня нужно более всего, так это создание благоприятного инвестиционного климата.

О докризисном буме мечтать не стоит. Возвращение к прежним показателям потребует нескольких лет. Но постепенных сдвигов в поведении инвесторов можно добиться, действуя расчетливо и целеустремленно.

Какие шаги из сделанных и намеченных правительством заслуживают, на мой взгляд, внимания?

В начале 2010 года создана Комиссия по экономическому развитию, которую возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Среди первых задач комиссии — антикризисный план на 2010 год и проработка базовых соглашений единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана. Нужно надеяться, этим дело не ограничится. Крайне важно, чтобы в поле зрения комиссии оставалась реформа институтов банкротства, приватизация, улучшение корпоративного законодательства.

В каких еще направлениях должна продолжаться работа? Я бы обратил внимание на доработку закона о порядке осуществления иностранных инвестиций в компании, имеющие стратегическое значение. Принятый в 2008 году, этот закон не совершенен. Определенные ограничения, которые налагаются на иностранных инвесторов, действующих в стратегических областях, неизбежны, но они не должны препятствовать экономическому развитию страны.

Правительство организовало работу над поправками в этот закон. Речь, в частности, идет об упрощении недропользования для иностранных инвесторов. Проект должен ответить на многие сложные и деликатные вопросы, с которыми до сих пор не было ясности. Будет ли список стратегических отраслей расширен или сужен? Какой объем информации придется раскрывать инвестору, стремящемуся к освоению новых месторождений? Будут ли у таких инвесторов налоговые льготы? Законопроект вводит для определения статуса инвестора понятие «аккредитация», широко использовавшееся в законодательстве о СМИ. Хотелось бы понять, в чем состоит его точный правовой смысл.

Представляется важным, чтобы процесс обсуждения проекта закона оставался прозрачным и открытым. Руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев обещал, что все предложения правительства, в том числе поправки в названный закон, будут широко обсуждаться. При этом заместитель министра природных ресурсов Сергей Донской говорит, что предложения в проект от его ведомства — все еще секрет. От позиции Минприроды зависит немало. Сохраняя режим секретности в этой области, выработать общие подходы с крупнейшими инвесторами невозможно.

Необходимо совершенствовать правила приобретения земельных участков и пользования ими, а также строительства. В этой сфере по-прежнему много противоречивых, неясных либо устаревших норм. Совершенно неприемлема ситуация, когда к приобретению прав на земельные участки для строительства подземных коммуникаций (например, электрического кабеля или канализационного коллектора) применяются те же правила, что и для строительства обычных зданий. Инвестору приходится тратить много времени (бывает, не менее года) на то, чтобы взять в аренду участок на несколько месяцев для прокладки коммуникации. Инвестор просто теряет темп.

Упорядочивается законодательство о банкротстве. На первый план выходит идея реального финансового оздоровления неплатежеспособных организаций, их сохранения для экономической жизни. Но и тут еще достаточно норм, требующих дополнения и развития. Одна из главных проблем — доступ кредитора к информации об активах и сделках должника. Чаще всего кредитор добивается, чтобы его включили в реестр, после чего может только пассивно ждать получения части долга. Казалось бы, закон предоставляет кредитору много возможностей для возврата долга при банкротстве: привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, обжалование сделок, заключенных задолго до начала банкротства. Но чтобы реализовать эти возможности, нужен доступ к информации, к документам о сделках, к сведениям об активах должника. Сейчас такой доступ кредитор получить не может, за исключением случая, когда он полностью контролирует процесс банкротства и может назначить арбитражного управляющего, готового предоставлять нужную информацию.

Эта ситуация делает новые умные и правильные нормы закона низкоэффективными.

В конце концов, ответить на вопрос, как привлечь инвесторов, просто. Нужно создавать привлекательные условия. Самый показательный пример — автомобильная отрасль. Стоило правительству принять постановление №166, позволяющее беспошлинно ввозить комплектующие на территорию России, и тут же все крупнейшие автопроизводители принялись размещать свои производства в стране. То же можно и нужно делать во всех отраслях. Главное, чтобы правила были понятны, одинаковы для всех и неизменны до окончания срока своего действия.

Посткризисная экономика требует внимания и усилий в самых разных сферах и отраслях. На мой взгляд, определенная система в действиях власти просматривается. Важно не терять темпа и не упускать из виду приоритеты.

Автор — управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP

Новости партнеров