Как понравиться инвестору | Forbes.ru
$58.49
69.31
ММВБ2148.56
BRENT63.45
RTS1158.62
GOLD1291.95

Как понравиться инвестору

читайте также
+5 просмотров за суткиШкола миллиардера: как найти своего инвестора +3 просмотров за суткиНовое правило «Инвестируйте под ликвидный залог» Подушка безопасности: зачем стартапу инвестор Экс-генерала ФСБ могут назначить в АСВ Готовность номер один: какие изменения законов вступают в силу с 1 июля "Что-то пошло не так или звезды в небе не сошлись" Перспективы софта: как закон играет против российских разработчиков Градус под контролем: как поставщики алкоголя приспосабливаются к ЕГАИС 30 поправок в НДФЛ и другие сюрпризы для малого бизнеса Анализ для встряски: как не попасть под удар налоговиков С партнером за рубеж: продавец софта Softline ищет деньги на экспансию Приоткрыли дверь: основатель «Холодильник.ру» хочет продать долю в компании Пролетарии всех стран: чем живет бизнес третьего мира Министр экономики Москвы: "Измерять торговые залы пока не будем" Страна таможенников: как формировать потребность быть предпринимателем Китайский суд: как защищать свои права в Поднебесной Нота протеста: как бизнес сопротивляется инициативам властей От багетов к стартапам: Франция развивает высокие технологии Зона риска: кто зарабатывает на поставках в СИЗО Вывести жену в офшор: как избежать ответственности за уход от налогов Подорванное доверие: как бизнес готовится раскрыть трасты

Как понравиться инвестору

10 фактов, которые нужно знать о сегодняшних инвесторах, чтобы ваш проект приняли к рассмотрению

С осени 2008 года число обращений бизнесменов к нам как к инвестиционным консультантам резко увеличилось. Да и поводы обращений изменились по сравнению с докризисным периодом. Собственники среднего и малого бизнеса начали гораздо активнее искать возможности «альтернативного» — без кредитов, за счет акционерного капитала — финансирования своего бизнеса.

Я бы выделил четыре основных мотива инвестиционных сделок кризисного периода:

  • Выход  отцов-основателей из бизнеса («Переждать бурю на Канарах»). Владельцы многих сегодняшних бизнесов средней капитализации начинали свое дело 15 лет назад, будучи в возрасте 30-35 лет. Сегодня им уже под пятьдесят. 15 лет нелегкого труда принесли определенные плоды. Пришла пора их вкусить, пока еще есть аппетит. Раньше они планировали продавать бизнес лет через пять-десять, но кризис подтолкнул их к более быстрому принятию решения.
  • Слияния, поглощения, переделы рынка («Пора топтать кур в чужом огороде»). Это те бизнесмены, у которых сохранились силы, желание и ресурсы «биться» дальше. Доля рынка, даже и падающего, никогда не стоила так дешево.
  • «Новые спекулянты» («Все просто даром… Купи три бизнеса по цене одного»). Это те немногие, кто считает, что кризис - отличная точка для старта.
  • Вынужденные сделки («Бизнес на слезах, покупка за долги»). Скупка проблемных активов по цене ниже рыночной. Сначала банковский кризис ликвидности, потом девальвация рубля, потом резкое падение спроса на товары длительного и инвестиционного пользования. Все это подливает воду на мельницу вынужденных сделок с продажей собственности.

Как видим, поводов для поиска инвесторов много, а способ только один — «подготовиться и идти на поклон к кулаку». В любом из приведенных выше случаев процесс подготовки длительный и кропотливый. Не зря в инвестиционных кругах его часто сравнивают со свадьбой (marriage).

Какие стадии есть у этого процесса? Практически те же, что и в обычной жизни: знакомство («первое свидание»), ухаживание («вздохи, ахи, прогулки под луной и сбор необходимой информации»), предложение («засылайте сватов»), приданое. Уточнение оценок и согласование условий («брак по расчету»), составление брачного контракта («если что — то развод и девичья фамилия»), свадьба («венчание, обмен кольцами, регистрация, свадебный банкет»).

Но, сами понимаете, нелегкие времена внесли свои коррективы в поведение будущих молодоженов. Если брак состоится, он, скорее всего, будет неравный. Поэтому невесте (тем, кто ищет инвестора) надо будет готовиться особенно старательно, чтобы представить себя капризному жениху в лучшем виде. Что мы рекомендуем собственникам проделать перед началом инвестиционных переговоров:

1.  Прояснить отношения собственников и принять согласованное решение о вхождении в процесс привлечения инвестиций.

2.  Обеспечить прозрачность компании.

  • Навести порядок в структуре собственности
  • Навести порядок в организации управления и соответствующих формальных документах
  • Навести порядок в управленческом учете и финансах

3.  Продумать и оформить долгосрочную (не менее пяти лет) стратегию развития и финансовую модель бизнеса.

4.  Разработать стратегию привлечения инвестиций.

  • Оценить текущую и будущую стоимость бизнеса
  • Определиться с типом привлекаемых инвесторов
  • Подумать о вариантах структуры сделки

5.  Провести предынвестиционную «упаковку» бизнеса»: подготовить соответствующие презентационные документы (предложение инвестору), в которых предельно ясно изложить бизнес-идею, потребность в инвестициях, способ и размер получаемого инвестором дохода от них, ключевые компетенции команды. 

Надо принимать во внимание, что ближайшие несколько лет инвестиционный рынок для среднего и малого бизнеса будет «рынком покупателя». Основные группы потенциальных инвесторов сегодня:

  • Те, кто накопил до кризиса некоторый «жирок»  в высокорентабельных отраслях и не влез в долги
  • Те, кто удачно реализовал свои инвестиционные активы перед самым кризисом
  • Профессиональные игроки — частные фонды прямых инвестиций
  • Инвестиционные структуры с доступом к государственным деньгам, в том числе госкорпорации (РВК, Роснано и др.), региональные частно-государственные фонды, фонды поддержки

Основные характеристики сегодняшних инвесторов:

  1. Активно инвестирующих в новые проекты структур сегодня существенно меньше, чем до кризиса.
  2. Сохранение инвестиционных средств для многих важнее высокой доходности.
  3. У большинства профессиональных инвесторов работает система отсева проектов до попадания даже на предварительное рассмотрение.
  4. У них есть критерии оценки стоимости и инвестиционной привлекательности бизнеса (рынок, конкурентная позиция, финансовое состояние, опыт команды менеджеров).
  5. Они разбираются в основах финансов и умеют рассчитать свою выгоду в специфических терминах (IRR, NPV, PBP)
  6. Они не очень верят в обещания, особенно устные. Им нужны документированные аргументы и подтверждающие факты.
  7. Они умеют оценивать риски и будут применять  дисконт/наценку к вашей оценке цены приобретаемой доли.
  8. Они хотят все пощупать руками. Они оценят всю систему управления, включая оценку профессионализма ключевых менеджеров и текущих собственников бизнеса.
  9. Им нужен долгосрочный план, выраженный в рыночных и финансовых показателях
  10. У них есть опытные юристы для структурирования юридической составляющей сделки

Понравиться инвестору непросто. Но шансы есть: качественно подготовленных к привлечению инвестиций проектов  на рынке еще некоторое время будет немного, поскольку большинство сделок будет носить вынужденный характер и те, кто наиболее полноценно подготовится к предполагаемой сделке, будут иметь существенные преимущества.

Автор - директор департамента консалтинга компании «Марчмонт Капитал Партнерс»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться