Стоило ли бороться с монополией Microsoft | Forbes.ru
сюжеты
$58.81
69.21
ММВБ2143.99
BRENT63.34
RTS1148.27
GOLD1254.31

Стоило ли бороться с монополией Microsoft

читайте также
+364 просмотров за суткиЭто не стоит $1 млрд: почему Apple купила Shazam так дешево +116 просмотров за суткиБедность в США и война во Вьетнаме. Билл Гейтс назвал лучшие книги 2017 года +105 просмотров за суткиБывший разведчик Маттиас Варниг выкупил долю в российском конкуренте Microsoft +22 просмотров за суткиНалоговые оптимизаторы: как Apple, Amazon и McDonald’s избегают излишних затрат +59 просмотров за суткиПример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости +11 просмотров за суткиИгра началась: как выбрать игровую приставку Будущее от Apple: компания создает гаджеты для дополненной реальности +6 просмотров за суткиСоучредитель Microsoft Пол Аллен рассказал о будущем здравоохранения и личной мотивации через болезни +4 просмотров за суткиЗаявка на рекорд. Apple ждет роста выручки в полтора раза за квартал благодаря iPhone X +14 просмотров за суткиЛицом к Apple. Forbes протестировал новый iPhone X На низком старте: как Россия готовится встретить iPhone X Война с клонами: как Apple борется со спам-приложениями, а компании защищаются Патентная война в разгаре: Apple решила отказаться от чипов Qualcomm +514 просмотров за суткиВосемь смартфонов с лучшей камерой на данный момент +10 просмотров за суткиЭволюция браузера. Как Apple обидела рекламную индустрию и усложнила жизнь партнерам Технологии дороже нефти: рыночная стоимость Microsoft впервые за 17 лет вернулась к $600 млрд +10 просмотров за суткиОбмануть США: как российские госкомпании купили софт Microsoft вопреки санкциям «Google покупает Apple за $9 млрд»: как рынок переварил странную новость Dow Jones $100 000 за президента США. Могли ли русские выбрать Трампа вместо американцев +5 просмотров за суткиРеволюция случится без нас? Какими будут инновации в следующие 100 лет Перевод голоса налету и трогательный смартфон: Google показал новые гаджеты
Технологии #Microsoft 23.06.2010 20:38

Стоило ли бороться с монополией Microsoft

Антимонопольные органы не понимают, как устроены технологические рынки

Перед тем как в 2000 году лопнул «пузырь доткомов», рыночная капитализация Microsoft составляла $586 млрд, в то время как Apple стоила всего лишь $17 млрд. Теперь две компании идут ноздря в ноздрю. Мы не будем обсуждать, почему так произошло — вероятно, не последнюю роль сыграл менеджмент. Но история соперничества компаний — это хороший повод задуматься о том, что такое монополия в высокотехнологических отраслях.

Помните, почему в 1998 году появилось антимонопольное дело против Microsoft? Среди прочей шелухи федеральные власти обвиняли Билла Гейтса в том, что он настолько доминирует на рынке ключевых информационных технологий (операционные системы ПК), что остальные просто не в состоянии конкурировать с ним, не попросив помощи у Дяди Сэма.

А потом прошло 10 лет. Microsoft потерял 40% рынка интернет-браузеров — Google Chrome и бесплатный Firefox контролируют треть рынка и 100% медиапространства. Microsoft, несмотря на годы усилий, претендует только на 3% мирового рынка поисковиков (доля Google — 84%). Мысль, что Microsoft способен использовать свое доминирование в сфере операционных систем, чтобы переиграть других игроков на рынке программного обеспечения, кажется сегодня просто нелепой. Сегодня мир почти не заметил, как компания начала выпускать потрясающие антивирусные программные продукты для пользователей Windows. Microsoft никому не опасен.

Хромает Microsoft и в других сферах. У компании мало получается на рынке смартфонов и музыкальных плееров. И даже доминирующее положение Microsoft на рынке офисного ПО наконец ослабло — Google и другие предлагают бесплатные облачные приложения. Это заставило компанию форсировать разработку бесплатных веб-приложений, что только ускорит разрушение традиционного рынка офисного ПО.

Таким образом, король умер. Стоит ли беспокоиться о некомпетентном поведении претендентов на трон? Федеральная торговая комиссия (FTC) считает, что да. Чиновники внимательно присматриваются к Apple, упрочившей свое влияние на рынке цифровой музыки и мобильных устройств. Но совершенно ясно, что квазимонополия Apple похожа на ту, что была у Microsoft десять лет назад. С тех пор как вышел iPhone, Apple захватила господство на рынке высококачественных смартфонов и приложений для них. Но прошло всего несколько месяцев, и Android от Google распоряжается собственной коллекцией из 70 000 приложений. Кое-кто считает, что продукты Android способны за несколько следующих лет обогнать iPhone по продажам. И уже сейчас клиенты Android пользуются большим количеством мобильных приложений, чем владельцы iPhone.

Что же это значит? Рынки продуктов информационных технологий крайне перенасыщены. Но высокая концентрация не означает действительную рыночную власть, как это происходит, скажем, в металлообрабатывающей промышленности или воздушных перевозках, поскольку рынок IT меняется слишком быстро. И политика здоровой конкуренции, которая использует долю общего объема продаж в качестве стимула борьбы с монополизацией на любом рынке, связанном с технологиями, может на самом деле подорвать конкурентоспособность. Потому что без перспектив внушительных прибылей, связанных с временным доминированием на рынке, размер инвестиций в дорогостоящие и долгосрочные технологии будет только уменьшаться.

Антимонопольное регулирование имеет право на жизнь в первую очередь в сфере защиты прав потребителей. Но там, где рынок следует за инновациями, бремя доказательств лежит на тех, кто полагает, что доминирование продлится долго.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться