Москва, как муравейник, ползет в разные стороны | Forbes.ru
сюжеты
$58.75
69.16
ММВБ2143.99
BRENT63.34
RTS1148.27
GOLD1254.73

Москва, как муравейник, ползет в разные стороны

читайте также
+4695 просмотров за суткиОсторожно, камера. Техосмотры снимут на видео за счет автовладельцев +14 просмотров за суткиВоздушные тропы. Почему иногда лучше гулять не в парке, а над ним +85 просмотров за суткиПарад в подземке. Самые красивые поезда московского метро +159 просмотров за суткиБыстрее, больше, мощнее: самые роскошные автомобили салона в Лос-Анджелесе +8 просмотров за суткиЗеленый свет. Спасет ли экологию Москвы закрытый от машин центр +8 просмотров за суткиРоссийские поезда с конца года пойдут в обход Украины +164 просмотров за суткиЖеланная добыча. Названы самые угоняемые автомобили 2017 года +63 просмотров за суткиДержись, шофер. Реформа заставит водителей вернуться за парты +45 просмотров за суткиДвижение вслепую. Что не так с концепцией наземного метро Москвы +5 просмотров за суткиВ погоне за будущим: Uber купит беспилотные кроссоверы Volvo на $1,9 млрд +12 просмотров за суткиГлавный рулевой: смогут ли каршеринг-сервисы заменить автолизинг +15 просмотров за суткиТайны подземелья. Интересные факты о метрополитенах мира Москва без турникетов: чем закончится очередное обещание облегчить жизнь пассажирам +10 просмотров за сутки«Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний С чувством собственного достоинства: чем интересен новый Renault Duster Школы вместо офисов. В Финляндии нашли новый способ использования пустых помещений Uber стремится в небо. К 2020 году может появиться сеть воздушного такси +9 просмотров за суткиПри Лужкове такого не было. Бывший мэр Москвы рассказал Forbes о парке Зарядье и переселении москвичей +3 просмотров за сутки«Прожигатель жизни» Джанни Аньелли. Как глава Fiat боролся за место под солнцем +1 просмотров за суткиНемцы в Калининграде: BMW хочет построить в России завод полного цикла Аварийная ситуация: должны ли агрегаторы такси нести ответственность за пассажиров
Новости #Новости 14.07.2011 12:46

Москва, как муравейник, ползет в разные стороны

Михаил Блинкин Forbes Contributor
С расширением границ живой организм Москва получил мощнейший импульс к новому витку своего развития

В понедельник меня вместе с двумя уважаемыми архитекторами — Александром Кудрявцевым (президент Российской академии архитектуры и строительных наук) и Андреем Боковым (председатель Союза архитекторов России) — пригласили в мэрию. На столе лежала огромная карта новой Москвы. Мы не замедлили обменяться впечатлениями, чьи идеи оставили здесь свой след. Вот такой аппендикс в сторону от Москвы рисовал Николай Ладовский лет 80 назад, правда, в сторону Петербурга. Сергей Шестаков в 1930-е годы впервые сказал, что Москва меньше чем на 2000 кв. км не жилец. Посмотрели цифру — сейчас 2400 кв. км! Шестаков оказался прав.

Со времен выхода Москвы за пределы Камер-Коллежского вала это самое крупное событие в географической истории города. Событие совершенно грандиозного значения, которое еще, в общем-то, общественностью не отрефлексировано. Обсуждение идет пока только на уровне административных мелочей, которые через пару лет забудутся. Что же означают с точки зрения урбанистики, транспорта, жизни города новые границы Москвы?

Во-первых, принципиально изменится глобус Москвы — параллели и меридианы придется выстраивать иначе. Во-вторых, город будет иметь абсолютно другую функциональную структуру. Со времен Ивана Калиты Москва была устроена моноцентрично. Маршак когда-то писал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». В крохотном радиусе 3,5 км вокруг Кремля, чуть шире Бульварного кольца, сосредоточено сегодня около 40% рабочих мест города. Столица с таким перегрузом не справляется. Моноцентричность плоха еще тем, что средствами транспортной политики задача в этих условиях становится нерешаемой. В ситуации, когда все с утра едут в одну сторону, а вечером — в обратную, можно построить сколько угодно дорог и рельсовых линий — это ничего не изменит. Новые границы позволят создать полицентричную структуру. Что от этого получит город? Возможность развиваться.

Пока город живет, он строится. Соблазнительно вести стройку в старых границах, и деньги есть, но физически это уже невозможно. Теперь Москва наконец, как муравейник, поползет в разные стороны. И здесь плюсом будет являться наличие двух мощных центров тяготения — традиционный центр, хотя бы в качестве культурного, и новый центр примерно на рубеже первой бетонки в юго-западном углу — с грандиозным количеством рабочих мест, поскольку туда переместятся все важнейшие федеральные ведомства.

Два кусочка — Сколково и Рублево-Архангельское — это копеечки с точки зрения гектаров. Разместить весь МФЦ на таком пятачке не представляется возможным. Но определенно известно, что власть этого хочет. Почему МФЦ будет там, а не на территории выделенного анклава на юго-западе, отвечать не берусь, но могу предположить: удачный адрес. Возможно, это будет только вывеска, парадные ворота. Контуры МФЦ — это нечто инновационное, там можно придумать что-нибудь повеселее, чем привезти 10 000 служащих на работу одновременно.

Как будет проходить застройка? Мы смотрим на карту и понимаем, что там сегодня есть обширная зеленая зона, которая делает юго-запад Москвы просто хорошей территорией. Если мы покосим все зеленые зоны, город наш станет гораздо дешевле и гораздо хуже. Абсолютно уверен в том, что ничего подобного не случится. Не по причине веры в ангельские свойства застройщиков; просто при обилии территориальных ресурсов это никому не выгодно… А еще на выделенной территории располагается селитьба (заселенные территории) — как дорогая и навороченная, так и стародачные поселки. Но в балансе территории существенное место она не занимает. К тому же есть две категории земель, которые под застройку пойдут без всякого ущерба и для экологии, и для стародачников. Во-первых, сельхозугодья — в ближних окрестностях Москвы, а тем более в административной черте города выращивать картофель мы не будем уже никогда. Во-вторых, есть огромное количество территориальных неликвидов, связанных с заброшенными производствами и землями когда-то военного назначения, складами сельхозтехники. Да Бог весть чего еще накопилось на этих землях за последние 100 лет. И вроде бы не дачное место, и вроде бы не лес, а большей частью просто неудобья. Именно они будут застроены в первую очередь.

Уже сейчас говорят о том, что в перспективе необходима ортогональная структура транспорта, то есть не традиционные московские радиусы и кольца, а сетка. В Подмосковье это будет просто революцией. Если мы в Москве путешествуем из точки А в точку Б с заездом либо на МКАД, либо в центр (напрямую проехать трудно), то в Подмосковье вообще ни проехать ни пройти. Проектирование ортогональной системы — задача, которая у нас еще на практике не решалась. Для ее решения понадобятся не только автомобильные дороги, но и какие-то разумные рельсовые системы.

Изыскательская работа продлится года два. Она ведь относится не только к экономической географии, геологии грунтов и территориальному планированию как таковому. Самый главный вопрос — правовые статусы земель. Здесь сам черт ногу сломит. Если уложиться в два года, то первые контуры новой Москвы наше поколение или последующее увидит к 2017 году в самом лучшем случае.

Если говорить уже о завтрашних первоочередных задачах, их две. Первая — транспортная. Осью новой территории является Калужское шоссе, которое убито уже прямо в Москве. Для выезда из города мы должны проехать Т-образный перекресток с Новоясеневским проспектом, где, скорее всего, простоим полдня в пробке. Необходимо развязать этот сложнейший узел (включающий метро «Теплый стан» и стоянку пригородных автобусов), иначе парадный вход в новую часть Москвы будет убогим. Есть проблемы и с Киевским шоссе. Оно вроде бы находится в идеальном состоянии — самая новая дорога Подмосковья, однако развязка с МКАД все портит — хвосты стоят чуть ли не с совхоза Московский каждое утро. Еще придется освоить малое кольцо железной дороги для пассажирского движения. Но это долгий проект. А вот фрагмент его, который соединит Симферопольское и Киевское направления, понадобится уже в краткосрочной перспективе.

Вторая задача — застолбить территорию, пока будет идти серьезная планировочная работа, хоть через коленку, хоть деньгами, хоть административным ресурсом. Если мы не застолбим сегодня, нам развиваться будет негде. Проект пропадет. Ведь слухами земля полнится. Еще не объявлено решение, а уже по всему этому подмосковному углу идет процесс огораживания вдоль дорожек, двухполосных, а то и полутораполосных.

Шумят войны, революции, случаются катастрофы, а город — такая вещь консервативная. Он все это перемалывает. Где будут сидеть начальники в 2020 году, в принципе даже неважно. Главное, что Москва будет жить уже в совсем других границах. Она ведь дальше как живой организм начнет расти. Так что вопрос о том, какие политические мотивы стояли за принятым сегодня решением, вовсе не главное! Главное в том, что Москва — в качестве этого самого живого организма — получила мощнейший импульс к новому витку своего самостоятельного развития.

Автор — научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться