Госпрограммы, которые никому не нужны | Forbes.ru
$58.83
69.39
ММВБ2152.41
BRENT63.03
RTS1153.32
GOLD1254.60

Госпрограммы, которые никому не нужны

читайте также
+20647 просмотров за суткиМинфин предложил сократить число льготников +8 просмотров за суткиНапряженный график. Сечин не явится в суд над Улюкаевым до конца года +22 просмотров за суткиТри задачи. Шансы на возвращение «тучных» лет остаются призрачными +12 просмотров за суткиПочти стабильный: экономисты прогнозируют ослабление рубля на 2,5% в год +8 просмотров за суткиСвидетель обвинения. Суд вызовет Сечина на процесс по делу Улюкаева +11 просмотров за суткиА если снова кризис? Минфин занижает расходы и будущие доходы бюджета Личный вклад: как власти поддержат частные инвестиции в технологичные стартапы в России «Ура, нам не повысят налоги!» — в Думу внесен проект бюджета на три года +5 просмотров за суткиНумизмат и обеспеченный человек. Улюкаев хранил в сейфе слитки золота, часы Patek Philippe и план продажи акций «Башнефти» +4 просмотров за суткиВременный штиль: что мешает рублю продолжить коррекцию? Кошелек будущего. Максим Орешкин сказал, когда россияне начнут богатеть +8 просмотров за сутки«Я была удивлена»: бывшая подчиненная Улюкаева дала против него показания Оптимизм «фаворита Путина»: Орешкин ожидает рост ВВП выше 2% в течение четырех лет Перестраховка Минфина: консерватизм может принести 1 трлн рублей дополнительных доходов «Благая» цель: почему неразумно считать налоговые льготы «расходами бюджета» Минфин оценил «серый» фонд зарплат россиян в 10 трлн рублей в год Счетная палата обнаружила нарушения на 3,3 млрд рублей в Минэкономразвития Экономист вместо бизнесмена. Медведев рекомендовал нового директора «Почты России» +6 просмотров за суткиПовышение пенсионного возраста в России сэкономит бюджету 1,7 трлн рублей «Очень важные изменения»: Орешкин допустил укрепление в прогнозе курса рубля Медведев допустил усиление влияния «так называемых санкций» на экономику России
Новости #бюджет 21.07.2011 19:37

Госпрограммы, которые никому не нужны

Показатель лесистости и другие цели, к которым стремится вся страна

Автор — ведущий научный сотрудник института «Центр развития» НИУ-ВШЭ


Госпрограммы, любимое детище российских властей, не радуют своих создателей. Дошло до того, что Минфин решил сократить расходы на госпрограммы в бюджете 2012 года сразу на несколько триллионов рублей. Стоит ли об этом жалеть и насколько вообще нужны госпрограммы?

Переход к программно-целевому принципу представления федерального бюджета должен был произойти уже с 2012 года. Предполагалось, что основная часть расходов бюджета планируется на 3 года в виде государственных программ. Само по себе такое планирование — достаточно распространенная в развитых странах практика. Например, программные бюджеты принимаются в США и Франции. Причина очевидна: программный бюджет позволяет ответить на вопрос, зачем, ради достижения каких понятных обществу целей тратятся бюджетные деньги. Однако и к программам можно подойти настолько формально, что эффективность бюджетных расходов не вырастет, а снизится.

Уже при подготовке федерального бюджета на 2011-2013 годы решили произвести репетицию: основная часть расходов федерального бюджета была представлена министерствами в виде 41 государственной программы (поясню, почему я говорю о «репетиции»: госпрограммы реально не были составной частью бюджета, а представляли собой лишь его дополнительный вариант, не предназначенный для исполнения, а сделанный министерствами в качестве упражнения). На эти госпрограммы пришлось тогда 85% общей суммы расходов бюджета.

Дело, однако, в том, что огромная аналитическая работа федеральных министерств и ведомств при переходе к программному бюджету может превратиться (и уже превращается) в профанацию. Министерства создадут специальные подразделения, которым будет поручено разрабатывать требуемые Минфином документы. При этом успехи министерств в воплощении программ в жизнь будут оцениваться по предложенным ими же самими весьма формальным критериям! В такой искаженной системе координат правительство будет делать неверные оценки и принимать неверные решения. Министерства и ведомства уже придумывают совершенно нелепые критерии успешности исполнения своих программ. Приведу один забавный пример: при подготовке программного бюджета в прошлом году Рослесхоз в качестве критерия исполнения своей программы предложил такой показатель — поддержание лесистости территории России на уровне 46,6%.

Посмотрим теперь на ситуацию, складывающуюся с бюджетом 2012 года. В подготовленных Минфином РФ основных направлениях бюджетной политики на 2012-2014 годы уже 96,4% общего объема расходов федерального бюджета представлено в виде 41 программы. Программы объединены в пять больших групп: «Новое качество жизни»; «Инновационное развитие и модернизация экономики»; «Обеспечение национальной безопасности»; «Сбалансированное региональное развитие»; «Эффективное государство». Но некоторые министерства сопротивлялись требованиям подготовить план по расходам в программном виде. В итоге «непрограммная» часть выросла в 2012 году до 23% расходов бюджета, или до 2,8 трлн рублей: программный подход начал разваливаться, не успев как следует утвердиться.

Что дальше? Несмотря на гигантскую проделанную работу, Минфин решил отложить введение «программного» бюджета по крайней мере на год: бюджет-2012 будет вполне обычным. Вполне возможно, что сопротивление министерств переходу к программному бюджету будет нарастать и его введение превратится в бесконечный процесс. Но есть все же надежда, что Минфин пересмотрит свои планы по построению программного бюджета и встанет на более рациональную позицию. Состоит она просто-напросто в том, что применять программный подход надо не повсеместно, а там, где это действительно оправданно, — пусть даже это будет всего лишь 25-30% от общей величины бюджетных расходов.

фото РИА Новости

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться