«Известия» о жизни

Что изобрел в издательском деле Арам Габрелянов и зачем ему газета «Известия»

Гендиректор издательского дома «Ньюс медиа» Арам Габрелянов стал заместителем гендиректора «Национальной медиа группы» (НМГ) и будет (не уходя с прежней должности) курировать газету «Известия» и интернет-проекты НМГ. О ноу-хау Габрелянова и о том, как он может их применить в случае «Известий», рассказывает бывший главный редактор одного из изданий «Ньюс медиа».

Как ни относись к издательскому дому Арама Габрелянова «Ньюс медиа» (газеты «Жизнь» и «Твой день», журнал «Жара», онлайн-проекты Life News и «Маркер»), надо признать, что и в самом ИД, и вокруг него постоянно происходит что-то интригующее, движуха. Только вчера сам Габрелянов был назначен куратором печатных и онлайновых проектов «Национальной медиа группы» миллиардера Юрия Ковальчука (блокпакет Первого канала, контрольные пакеты телеканалов РЕН и Пятый, газета «Известия», несколько сайтов). А неделей раньше буквально весь рунет зачитывался полемическими заметками бывших сотрудников «Ньюс медиа» Антона Петрова и Олега Кашина о том, как добывает информацию Life News и по какую сторону от грани фола находятся его методы.

Тема увлекательная и до конца еще не раскрытая, однако я — еще один бывший сотрудник «Ньюс медиа», который в течение года редактировал деловую газету «Маркер» и посещал планерки творческого руководства всего холдинга, — хотел бы рассказать о другом. Такая репутация — провинциального диковатого ИД с бесцеремонными манерами — выгодна прежде всего ему самому. Конкуренты посмеиваются над enfant terrible, не принимая его всерьез, — ну и прекрасно. Враги спят. Или пьют. А трезвый, бодрый, рациональный и очень современный игрок медиарынка, каким на самом деле является ИД Габрелянова, тем временем уделывает их в ноль.

Не верите? Тогда пара примеров.

Вы, конечно же, слышали, что бумажным изданиям в недалеком будущем уготована гибель — их похоронит интернет. Что делают бумажные издания, испугавшиеся такой перспективы? Они заводят сайт имени себя, складывают туда архив и нанимают штат в полтора-два сотрудника, которые должны поддерживать жизнедеятельность сайта, дабы не прозевать то светлое будущее, когда именно сайт будет приносить основные деньги. Но время идет, а сайт как был аппендиксом к бумаге, так и остается, а монетизироваться настолько, чтобы вытащить все издание, не хочет.

У Габрелянова все по-другому. Вот есть у него в ИД флагманская газета «Жизнь» — это что-то вроде филиала фабрики Гознака, судя по тем доходам, которые она приносит. Тем не менее сеть когда-нибудь похоронит и ее, и к этому нужно готовиться. Но только не ждать, что фирму прокормят баннеры на сайте Zhizn.ru. А взять и создать отдельный Life News, фабрику по производству контента (главным образом про происшествия и светскую жизнь), который можно продавать и на самом сайте Life News, и через бумажные издания, да хоть в граните отливать — если за этот гранит кто-то заплатит. В результате «Жизнь», «Твой день» и «Жара» — это очень компактные редакции, которые главным образом перерабатывают информсырье от Life News под свой формат и продают продукт переработки своим читателям. В этой схеме уже не так важно, отбиваются на баннерах все расходы Life News или нет, — главное, чтобы в плюс работал конгломерат в целом. Ну, он так и работает. Cайт Life News в итоге оказывается очень эффективно монетизированным. Все вроде бы просто. Но кто-нибудь еще догадался так сделать?

Эта поставленная с головы на ноги концепция — не «мы зачем-то сделали сайт своей газеты, а теперь думаем, как его монетизировать», а «мы добываем информацию и продаем ее» — принесла Габрелянову в минувшем году еще один важнейший результат. Фабрика Life News в какой-то момент стала производить столько эксклюзивного контента, что его можно продавать на сторону без большого ущерба для собственных изданий Габрелянова. Первым покупателем стал телеканал НТВ, выложивший за контент Life News весьма приличную (не имею морального права раскрывать цифры, поверьте на слово) сумму — еще один этап монетизации.

Ну и что же делает Арам Габрелянов дальше, судя по вчерашним новостям о назначении в НМГ? А вот что: подсадив на иглу своего эксклюзива один федеральный телеканал, он теперь прыгает в колесницу, запряженную тремя другими федеральными телеканалами! Прокатится с ветерком, не сомневайтесь. Давайте подождем с полгода: не удивлюсь, если Life News станет поставщиком контента для всех ресурсов НМГ — и телеканалов, и «Известий», и всего, что там еще есть. Вот вам и живое воплощение идеи о мультимедийных холдингах. Снова простая и работающая схема.

Второй пример — ориентация на аудиторию. Судьба побросала меня по семи разным издательским домам, но нигде я не видел такого внимания именно к интересам аудитории, а не себя, любимых. Многие издатели и главреды считают идеальными читателями самих себя — эта тема лично мне нравится, а вот эта не нравится, этого ньюсмейкера люблю, давай его на первую полосу, а вот этого ненавижу. У Габрелянова не так. Обсуждается на планерках, не что кому тут нравится, а что читатель будет читать, какая тема, говоря на внутреннем сленге, «все порвет». Звезда шоу-бизнеса, чья популярность пошла на спад — а рейтинги регулярно мониторятся, — не попадет в изданиях Габрелянова ни на первую полосу, ни на обложку. И это ведь тоже просто. Но все ли так делают?

Вернемся к назначению Арама Габрелянова заместителем гендиректора НМГ по принту и онлайну. Как вы думаете, для чего состоявшийся издатель и бизнесмен соглашается идти в наемные работники, причем не на первую должность в компании и не на вторую, а на четвертую (у гендиректора НМГ есть еще два первых зама)? Точно ответить на этот вопрос может только он сам, но нет никаких сомнений, что его дальний прицел оправдывает это «понижение».

Невооруженным глазом видно, что при помощи административного ресурса Ковальчук и Габрелянов формируют — да уже практически сформировали — информационную империю, которая в ходе грядущих предвыборных баталий будет играть если не решающую, то крайне важную роль. Что имеется: три федеральных телеканала, три тиражных газеты, несколько посещаемых сайтов и агентство «горячих новостей». Сила. Причем выборы пройдут — империя останется. Хочешь — IPO проводи, хочешь — государству продавай. Кругом одна монетизация.

Автор — первый заместитель главного редактора журнала Forbes, бывший главный редактор сайта Marker.ru

Новости партнеров