Как «Транснефти», «Газпрому» и другим монополистам удается не пустить к своим трубам чужаков | Forbes.ru
$58.81
69.39
ММВБ2152.41
BRENT63.06
RTS1153.32
GOLD1254.87

Как «Транснефти», «Газпрому» и другим монополистам удается не пустить к своим трубам чужаков

читайте также
+2210 просмотров за суткиАмериканский нефтяник Бун Пикенс рассказал, как не потерять оптимизм в 89 лет +1087 просмотров за суткиИталия объявляет чрезвычайное положение из-за взрыва на газовом хабе в Австрии +141 просмотров за суткиСложные углеводороды. Будущее Норвегии зависит от нефтегазовой компании Statoil ASA +228 просмотров за суткиУгроза для Украины. США объяснили свое неприятие «Северного потока-2» +15 просмотров за сутки«Сахалин Энерджи» возглавила рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний +8 просмотров за суткиНефть дорожает, рубль крепнет. Страны ОПЕК+ продлили сделку до конца 2018 года +12 просмотров за суткиПрогнозы и сюрпризы от ОПЕК. Что будет с ценами на нефть к концу года +9 просмотров за суткиБольшие надежды. Каковы будут итоги заседания ОПЕК +90 просмотров за суткиНефтяная весна. Почему Саудовская Аравия ищет дружбы Москвы +26 просмотров за суткиПомехи «Северному потоку-2»: «Нафтогаз» нанял лоббистов в США для противодействия «Газпрому» +60 просмотров за суткиРаспродажа на $35 млрд: Суверенный фонд Норвегии избавляется от акций нефтегазовых гигантов +44 просмотров за суткиРаскулачивание «Газпрома». Почему его конкуренты хотят реформировать газовую отрасль +4 просмотров за суткиСаудиты меняют ландшафт мировой экономики +3 просмотров за суткиНефтяной марафон. 10 стран-лидеров по экспорту «черного золота» +8 просмотров за суткиСухой паек: нефтегазовые гиганты не могут найти альтернативу западному финансированию +8 просмотров за суткиАппетиты банков и санкции США: как сплелись нити финансирования «Северного потока-2» 4% и $44 за баррель: ЦБ ждет ускорения инфляции и снижения цен на нефть в 2018 году За дымовой завесой. Как утилизация углекислого газа изменит мир +70 просмотров за суткиТруба в неизвестность: Еврокомиссия признала «Северный поток-2» бесполезным для Европы После ареста: как антикоррупционная кампания в Саудовской Аравии заставила вырасти цены на нефть +7 просмотров за суткиПрерванная связь. Как дорожающая нефть повлияет на курс рубля
Новости #нефть 18.10.2011 16:10

Как «Транснефти», «Газпрому» и другим монополистам удается не пустить к своим трубам чужаков

Владимир Милов Forbes Contributor
фото РИА Новости

Когда в начале 2000-х я работал в Федеральной энергетической комиссии, а позже в других госструктурах, львиную долю времени приходилось тратить на обсуждение различных проектов постановлений о «недискриминационном» доступе к инфраструктуре монополистов — трубопроводам, линиям электропередачи. И всегда тактика, которую избирали сами монополии для защиты своего права произвольно решать вопросы доступа, была проста как апельсин: заполнив постановление массой красивых общих слов о том, что «доступ предоставляется всем желающим на равной и недискриминационной основе», запихать туда массу бюрократических рогаток, делающих де-факто невозможным получение допуска к сети для независимого участника рынка.

Например, при обсуждении вопроса о доступе к трубам «Газпрома» эта монополия настаивала на обязательном наличии у претендента договора купли-продажи (поставки) газа. При этом в правила поставки газа, в свою очередь, пропихивалось требование об обязательном наличии в договоре поставки пункта о гарантиях имеющегося доступа к газотранспортной системе. Легально заключить оба договора, таким образом, мог лишь сам обладатель трубы, а также его близкие родственники и знакомые, «случайно оказавшиеся одновременно в обоих местах».

Как видно, система не меняется: сейчас выяснилось, что по новым правилам «недискриминационного» доступа к услугам «Транснефтепродукта», принятым правительством в марте, нужно подать заявку на прокачку нефтепродуктов по трубе на будущий год до 15 августа. Вроде ничего страшного: ну до 15-го и до 15-го.

Но приказ Минэнерго, утверждающий форму заявки, вступил в силу только 29 июля — за 2 недели до дедлайна. За это время, удивительное дело, подать заявки успели только 9 компаний: все, как на подбор, крупные ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании).

Средние и мелкие поставщики нефтепродуктов, как и следовало ожидать, «не успели», напомнив старый анекдот про водителя троллейбуса, ежедневно по утрам смотревшего на одну и ту же женщину, опаздывающую на работу и бегущую к троллейбусу: успеет или не успеет? Однажды он закрыл двери у нее перед носом и подумал: не успела.

В прошлом году у «Транснефтепродукта» было 187 клиентов (хотя компания утверждает, что реально прокачивали объемы 35-40 из них), в следующем году останется 9. Чем это чревато?

Система магистральных нефтепродуктопроводов удобна для поставок топлива крупными объемами непосредственно с заводов и чрезвычайно выгодна для оптовых трейдеров, поскольку серьезно экономит издержки транспортировки больших объемов по сравнению с железнодорожным транспортом. Например, можно пользоваться адресными тарифами на услуги по перекачке нефтепродуктов, для которых установлен потолок в виде 70% от величины тарифов железнодорожного транспорта по аналогичным маршрутам (такую систему ввели еще мы в ФЭКе в начале 2000-х).

Теперь оптовиков, не относящихся к крупным нефтяным ВИНКам, вытесняют в зону меньшей конкурентоспособности по издержкам. К чему это приведет?

Только к дальнейшему укреплению в российском нефтяном downstream-сегменте олигополии нескольких крупнейших ВИНК, о чем я писал раньше. Конечно, само по себе отнятие у оптовиков возможности пользоваться услугами «Транснефтепродукта» вряд ли повлечет прямые последствия в виде роста цен на бензин и т. п. Но это один из важных кирпичиков в стене, все крепче охраняющей олигопольный российский рынок нефти и нефтпродуктов от конкуренции. Одна из мер, облегчающих дальнейшую картелизацию рынка и выдавливание с него независимых участников.

Стратегически это очень плохо. По совокупности таких мер, безусловно, неоправданная монопольная маржа в ценах на нефтепродукты продолжит расти.

Вот вам и «недискриминационный» доступ. В идеале правила доступа должны быть такими, что бремя решения технических проблем должно лежать на монополии в качестве компенсации за ведение бизнеса без конкурентных рисков. В системе, где органы власти монополиям покровительствуют, те легко могут найти тысячу способов выставить для пользователей такую сложную систему доступа к своим услугам, что вроде он и недискриминационный, только добиться этого доступа фактически невозможно. Что мы и наблюдаем в случае с «Транснефтепродуктом».

Наша регуляторная система сегодня настроена на оборону монополий-любимчиков, а не на борьбу с ними. Поэтому 9 крупнейших компаний чудесным образом «успели» (причем 6 из 9 «успели» в последний день приема заявок). А затем двери перед независимыми участниками рынка с сожалением закрыли — как в старом анекдоте.

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться