Как сделать российские регионы успешными и самостоятельными | Forbes.ru
$58.45
69.69
ММВБ2161.17
BRENT63.75
RTS1166.09
GOLD1288.50

Как сделать российские регионы успешными и самостоятельными

читайте также
+1 просмотров за суткиПутин в послании Федеральному собранию: «Борьба с коррупцией — это не шоу» +1 просмотров за суткиВсе о Дональде Трампе — в бесплатном еженедельнике Forbes для iPad +3 просмотров за суткиГайзер пошел на сделку со следствием Золото партий: почему на выборах в Госдуму не будет новых игроков Что обещали своим избирателям Дональд Трамп, Хиллари Клинтон и другие кандидаты в президенты Анатомия Яровой: одиозный депутат в цифрах и фактах Субъект недоверия: чем заканчивались уголовные дела губернаторов Инвестиция или взятка: что известно об аресте губернатора Белых Brexit в переводе на русских Юрий Шефлер: в Лондоне с налогами будет еще лучше, чем раньше Жизнь после спорта: кто из бывших спортсменов стал политиком Анатолий Чубайс: «Я никогда не окажусь в списке Forbes» Верхняя и Нижняя Панама: 20 офшоров Федерального собрания По панамскому счету: почему законодатели не спешат закрывать свои офшоры Игорь Чайка: «В первую очередь это связано с принципиальной позицией моего папы и его должностью» Голод в городе: что происходит в Венесуэле Борис Титов: «Если мы дадим дорогу бедности, мы дадим захлопнуться двери к свободе на десятки лет» Бронзовые миллиардеры: почему Тимченко и Ротенберги получили медали Инструкции по выживанию: как чиновники советуют справляться с кризисом В США продана яхта Михаила Лесина Капиталы первого ранга: кто самый богатый в Администрации президента
Новости #Власть 31.08.2010 12:02

Как сделать российские регионы успешными и самостоятельными

Булат Столяров Forbes Contributor
Центр управляет регионами все хуже: пора в корне изменить всю систему

Политический вектор последних десяти лет направлен в сторону централизации полномочий. Через федеральный бюджет перераспределяется 70% средств консолидированного бюджета страны. Примерно такая же доля государственных вопросов решается только на федеральном уровне. Эта ситуация не выгодна никому: ни регионам, которые лишены энергии для саморазвития, ни правительству, у которого не хватает менеджерской мощности для управления страной. Перегруженный чужой работой федеральный центр не в состоянии решать даже тот минимум задач, которые он решать обязан — на то, чтобы привести в порядок суды, правоохранительные органы, федеральные трассы и пенсионную систему, не остается ни времени, ни сил.

Необходимость децентрализации стала еще яснее во время кризиса, когда сверхвысокая централизация не позволила проводить осмысленную антикризисную политику. Регионы оказались неспособными помочь себе самостоятельно в силу отсутствия полномочий. Они также не могли получить помощь из центра в силу перегруженности конкретных государственных менеджеров, которые могли только обрабатывать прямые приказы вышестоящего руководителя.

До кризиса вектор регионального развития задавался центром. Регионам предлагалось конкурировать за федеральные деньги. Теперь этих денег не стало, и руководителям на местах нужно искать другие, не федеральные источники развития. А их не найти без расширения полномочий.

Настало время провести реформу органов исполнительной власти, наделив муниципальный и региональный уровни полномочиями и деньгами, достаточными для самостоятельного развития. Средства консолидированного бюджета должны распределяться в пропорции: 40% федерация, 30% регионы, 30% муниципалитеты (сейчас, в среднем, 65% на 25% на 10% соответственно). Критерием успешности этой реформы должен стать простой показатель. Например, увеличение числа регионов — доноров федерального бюджета — с нынешних 10 до 35-40.

Чтобы реформа была успешной, придется вернуть выборность губернаторов, потому что почти все назначенные сверху или заметно хуже, или не лучше ранее выбранных. Кроме того, нужно будет ликвидировать федеральные округа как дорогостоящее лишнее звено в государственном управлении.

Одновременно нужно запустить федеральный инвестиционный проект модернизации крупных российских городов. Начать следует с обеспечения всех «миллионников» стратегиями и генпланами, сделанными с привлечением международных консорциумов стратегических консультантов и планировщиков. Этот проект должен финансироваться за счет федерального правительства, затраты — не менее $50 млн — не должны никого смущать. Благодаря этим расходам в крупных городах наконец возникнут адекватные аэропорты, транспортные системы, городская навигация и функциональное зонирование. На карте России появится наконец 15-20 действительно современных городов.

Одновременно с началом реформы в регионах следует провести широкое экспертное обсуждение тех полномочий и ресурсов, которые им необходимы для развития, сопроводив дискуссию созданием открытого портала. По итогам дискуссий создать концепцию федеративной реформы и проекты законодательных изменений.

Объявляя разворот на 180 градусов, федеральный центр фактически ничем не рискует. Ведь сейчас центр, обладая избыточным административным и финансовым ресурсом, в лучшем случае сидит на нем как собака на сене, а в худшем — принимает в отношении регионов решения, качество которых продолжает деградировать, хотя дальше уже вроде и некуда.

Автор — генеральный директор IRP Group, основатель Института региональной политики

1 сентября в 22:00 Булат Столяров обсудит эту тему в прямом эфире радио «Эхо Москвы» с ведущими программы «Послезавтра» — ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым и Тоней Самсоновой.

 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться