Превратить Москву в Париж | Forbes.ru
сюжеты
$58.69
69.15
ММВБ2134.58
BRENT63.46
RTS1147.91
GOLD1262.28

Превратить Москву в Париж

читайте также
+1707 просмотров за суткиЦифровая доставка. Почему «Uber для грузовиков» никак не поедет в России +455 просмотров за суткиОсторожно, камера. Техосмотры снимут на видео за счет автовладельцев +93 просмотров за суткиПарад в подземке. Самые красивые поезда московского метро +60 просмотров за суткиБыстрее, больше, мощнее: самые роскошные автомобили салона в Лос-Анджелесе +6 просмотров за суткиЗеленый свет. Спасет ли экологию Москвы закрытый от машин центр Российские поезда с конца года пойдут в обход Украины +114 просмотров за суткиЖеланная добыча. Названы самые угоняемые автомобили 2017 года +24 просмотров за суткиДержись, шофер. Реформа заставит водителей вернуться за парты +30 просмотров за суткиДвижение вслепую. Что не так с концепцией наземного метро Москвы +6 просмотров за суткиВ погоне за будущим: Uber купит беспилотные кроссоверы Volvo на $1,9 млрд +6 просмотров за суткиГлавный рулевой: смогут ли каршеринг-сервисы заменить автолизинг +13 просмотров за суткиТайны подземелья. Интересные факты о метрополитенах мира Москва без турникетов: чем закончится очередное обещание облегчить жизнь пассажирам «Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний С чувством собственного достоинства: чем интересен новый Renault Duster Uber стремится в небо. К 2020 году может появиться сеть воздушного такси +7 просмотров за сутки«Прожигатель жизни» Джанни Аньелли. Как глава Fiat боролся за место под солнцем Немцы в Калининграде: BMW хочет построить в России завод полного цикла Аварийная ситуация: должны ли агрегаторы такси нести ответственность за пассажиров Нельзя резко дергать штурвал: к чему приведет замена транспортного налога экологическим сбором +2 просмотров за суткиКак нужно изменить транспортную отрасль, чтобы не въехать в будущее в плацкартном вагоне
Новости #Власть 13.10.2010 13:00

Превратить Москву в Париж

Почему крупные города бывшего СССР устроены нелогично и как это исправить

Автор — доцент Российской экономической школы

Пока президент решает, кто же станет новым мэром столицы, я хочу присоединиться к дискуссии о проблемах Москвы и поговорить о том, как используется ее земля.

У городов мира, богатых и бедных, холодных и жарких, можно найти общие черты. Это неудивительно, ведь городская экономика подчиняется одним и тем же экономическим законам: спрос и ограниченное предложение определяют цену городской земли, а цена земли, в свою очередь, — способ ее наиболее эффективного использования. Фирмы хотят располагаться так, чтобы работникам и клиентам легче было добраться. Люди выбирают место жительства, балансируя между ценой жилья и временем в дороге на работу. В результате большие города похожи друг на друга. В центре города земля дорогая, плотность населения высока. Как правило, центр города — еще и центр занятости. Плотность рабочих мест там также максимальна. От центра к окраинам уменьшается плотность занятости и плотность населения, поэтому многоэтажки на окраинах появляются нечасто. Так устроены Париж и Берлин, Лондон и Нью-Йорк, Шанхай и Джакарта.

Москва, как и многие другие города бывшего СССР, устроена иначе. Плотность рабочих мест в Москве, как и везде, убывает от центра к окраинам. А вот плотность населения, наоборот, растет. Виной тому долгая история социалистического землепользования. В 1994 году экономисты Всемирного банка Алэн Берто и Бертран Рено написали об этом известную статью (см. ее в русском переводе).

В рыночной экономике рост города приводит к удорожанию земли и ротации землепользования. Промышленные предприятия переезжают, на их месте строятся офисы и жилье. В СССР же города росли, расширяясь на свободную землю. В результате исторический центр окружали кольцом промзоны, а затем, когда жителям становилось тесновато, за промзонами новым кольцом строились высотные микрорайоны. «Средний москвич» живет дальше от центра, чем «средний парижанин», больше времени тратит на дорогу и преодолевает большие расстояния, но живет в гораздо более стеснённых условиях. Зато на карте Москвы до сих пор полным-полно серых пятен — территорий складов и заводов практически в центре города.

Берто и Рено предсказывали в своей статье, что с либерализацией рынка земли изменится и карта землепользования в «социалистических» городах: промзоны будут застроены, плотность населения в центре вырастет, на окраинах жилье подешевеет. Однако за прошедшие 16 лет ситуация стала, пожалуй, еще хуже. Строительство жилья в Москве в пределах легкой транспортной доступности к рабочим местам велось скуповато, зато бодро выросло новое кольцо спальных районов — теперь уже за МКАД, в городах-спутниках. Их жители — экономически активная молодежь — каждое утро садятся в машины, автобусы и электрички и едут на работу в центр. Транспортные проблемы Москвы (читайте Михаила Блинкина, например) усугубляются все еще типично «советской» структурой плотности населения. Построить дороги, повысить связность дорожной сети, навести порядок с парковкой и общественным транспортом трудно, но возможно в сравнительно короткие сроки. А структура плотности населения — вещь очень инертная. Меняться она будет десятилетиями.

Что же нужно делать новому мэру? Хочу высказать крамольное пожелание: поставить стратегическую задачу, чтобы ближе к центру города строилось больше жилья. Нужна либерализация рынка земли, но, как сказал мой коллега Константин Сонин, либерализация «умная». Хочется, чтобы больше людей могли бы ходить на работу пешком или ездить на велосипеде. И хочется, чтобы это происходило не за счет разрушения городской среды, без сноса исторических зданий, застройки скверов и перегрузки инфраструктуры. Кажется невозможным? Но в Париже ведь получилось.

Автор — доцент Российской экономической школы

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться