Быть центром России — неэффективно | Forbes.ru
$58.96
69.41
ММВБ2148.6
BRENT65.39
RTS1144.35
GOLD1244.61

Быть центром России — неэффективно

читайте также
+88 просмотров за суткиВоздушные тропы. Почему иногда лучше гулять не в парке, а над ним +41 просмотров за суткиСтарая русская нефть. Границы и экономика России веками прирастали благодаря добыче пушнины +20 просмотров за суткиИз казаков в греки. Ростовский предприниматель Иван Саввиди активно ведет бизнес в Греции +57 просмотров за суткиДвижение вслепую. Что не так с концепцией наземного метро Москвы +66 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей Школы вместо офисов. В Финляндии нашли новый способ использования пустых помещений +60 просмотров за суткиРоссия — не Москва. Почему в нашей стране одни регионы бедные, другие богатые +3 просмотров за суткиПри Лужкове такого не было. Бывший мэр Москвы рассказал Forbes о парке Зарядье и переселении москвичей Руководи как CEO: бизнес-подход к управлению регионом Технократы у власти: вызовы и перспективы новых губернаторов +5 просмотров за суткиДержаться корней. Участник рейтинга Forbes Андрей Кузяев занялся бизнесом в родной Перми +4 просмотров за суткиОпасный фон. Как развивается экономика в регионах, где могут уволить губернаторов +4 просмотров за суткиКому на Руси одолжить хорошо. Стоит ли покупать региональные облигации? +10 просмотров за сутки«Нравится Москва? Можете идти». Искусство вышло на улицы +6 просмотров за суткиПенсии для никого. Почему правительству не удается решить проблему обеспечения пожилых людей +3 просмотров за суткиНожницы Минфина: доходы регионов выровняли по вертикали Культура и отдых: может ли драка в парке Горького уничтожить бренд Илон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города. Часть 2 Широка ль страна моя родная? Сценарии развития российских городов Москва — это навсегда? Реально ли перенести столицу России в другой город +9 просмотров за суткиСургутские тайны. Две загадки миллиардера Владимира Богданова
Новости #Москва 19.10.2010 14:48

Быть центром России — неэффективно

Чтобы развивалась не только Москва, но и другие города России, нужны конкуренция и децентрализация власти

В книге американского географа Ричарда Флориды «Креативный класс» есть раздел, посвященный конкуренции городов США. В этой конкуренции выигрывают американские города с более креативным населением и средой: экономический рост обеспечивается креативными людьми, а они предпочитают места, отличающиеся разнообразием, толерантностью и открытостью новым идеям. По мнению Р. Флориды, главными факторами развития городов становятся три «Т»: инновационные технологии, талант и толерантность. Именно они обеспечивают лидерство Сан-Франциско, Остина, Бостона, Сиэтла и некоторых менее крупных городов. Старые факторы развития — выгоды географического положения, центро-периферийные различия — уже не так важны.

Рейтинг развития городов России иной, главным фактором остаются центро-периферийные различия. На Москву и москвичей приходится 23% суммарного ВРП регионов страны, 20% денежных доходов россиян, 17% оборота розничной торговли при 7%-ной доле столицы в населении страны. Санкт-Петербург существенно отстает, его доля по этим экономическим показателям не превышает 4-6% и близка к доле в населении страны (3%). Кроме того, на Московскую агломерацию приходится почти половина чистой миграции в России, вторая столица притягивает еще 20%, остальным городам достается совсем немного. В Москве, конечно, много креатива и очень высока доля образованного населения (42% занятых имеют высшее образование), но притягательность города объясняется не только этим фактором, а уж о толерантности лучше не упоминать.

Если не считать федеральных городов, остальные города-миллионники и близкие к ним по численности получают всего лишь 7% инвестиций при 9%-ной доле в населении страны и выделяются только высокой долей в обороте розничной торговли (18%) и активизацией жилищного строительства (13%). Бурное развитие торговых функций не может компенсировать дефицит инвестиций в развитие городской среды. Однако в пределах своих регионов города-миллионники, как и другие региональные столицы, тоже концентрируют население, торговые функции, значительную часть инвестиций. Разница только в том, что их бюджетные возможности намного меньше, чем у федеральных городов, поскольку столицы регионов — муниципалитеты с ограниченными полномочиями и налоговой базой.

Преимущества центров (центро-периферийные различия) остаются важнейшими в развитии российских городов, о креативности и факторах трех «Т» можно только мечтать. Как стимулировать иные, более современные факторы развития, чтобы рамки модели «центр — периферия» стали менее жесткими? Только через конкуренцию самих городов-центров. Очевидно, что пока крупные города не могут конкурировать с Москвой, и не только из-за огромного разрыва в численности населения. «Рента» столичного статуса — главного преимущества Москвы — обеспечивает ей сверхконцентрацию налоговых доходов от крупнейших российских компаний и может уменьшиться только при децентрализации системы управления в России.

Важнейшим условием для усиления конкуренции крупных городов является расширение полномочий и увеличение бюджетных ресурсов, чтобы развивать городскую среду и создавать лучшие условия для инвесторов. Это тоже децентрализация, но уже на внутрирегиональном уровне. Очевидно, что в конкуренции крупных городов за человеческие ресурсы и инвестиции будут выигравшие и проигравшие. Эффективная политика городских властей не гарантируется, но способы наказания за неэффективную политику давно известны — это смена власти путем выборов и «голосование ногами» инвесторов. Издержки велики, но только конкуренция задает важнейший вектор модернизации — улучшение институциональной среды городов. Конкуренция способствует и диффузии инноваций вниз, по иерархической системе городов. Если меньшие по численности населения города формируют лучшие институты и более комфортную городскую среду, они смогут более активно притягивать человеческие ресурсы и инвесторов. Децентрализация и конкуренция российских городов — первые, но абсолютно необходимые шаги на долгом пути к развитию в новой парадигме трех «Т».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться