Почему не растут инвестиции в регионах | Forbes.ru
сюжеты
$58.68
69.3
ММВБ2128.81
BRENT63.40
RTS1142.94
GOLD1262.35

Почему не растут инвестиции в регионах

читайте также
+3 просмотров за суткиИнвестировать, пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +1974 просмотров за суткиВалютная доходность. Как заработать на иностранных акциях в России +9160 просмотров за суткиИзбегайте биткоина. Инвестиционные идеи на 2018 год от банка Julius Baer +280 просмотров за суткиМиллиардер Шон Паркер рассказал, как новые технологии спасут человечество от рака +174 просмотров за суткиРазлюбили Россию. Иностранцы перестали покупать российский госдолг +65 просмотров за суткиНовогодние покупки. Какие активы подорожают из-за налоговой реформы в США +3580 просмотров за суткиГражданство без инвестиций. Как приобрести австрийский паспорт +40 просмотров за суткиСложные углеводороды. Будущее Норвегии зависит от нефтегазовой компании Statoil ASA +67 просмотров за суткиЗаседания ФРС, ЕЦБ и Банка России. Что важно знать инвестору на этой неделе +509 просмотров за суткиНе вкладом единым. Шесть способов вложить средства для начинающего инвестора +70 просмотров за суткиИнвестиции для миллионеров. Какую недвижимость покупать за рубежом +111 просмотров за суткиКарта рисков. Что ожидает инвесторов в 2018 году +56 просмотров за суткиМиллиардеры объединяются для инвестиций за пределами Кремниевой долины +41 просмотров за суткиПочему я отказался от ICO и привлек $500 000 для стартапа от инвесторов +56 просмотров за суткиДвуличный Санта-Клаус. Чего опасаться и куда инвестировать в декабре +3 просмотров за суткиРусский след в США и судьба программы выкупа в Европе. Что важно знать инвестору на этой неделе +100 просмотров за суткиВ режиме экономии: каждый третий россиянин сокращает расходы +69 просмотров за суткиНемецкий характер. Как глава люксовой марки Laurèl выстоял в тяжелые времена +6 просмотров за суткиUber со скидкой 30%. Почему падает стоимость компании +7905 просмотров за суткиМинфин предложил сократить число льготников +194 просмотров за суткиКриптобанкиры. Топ-менеджеры инвестбанков переходят в компании, занимающиеся блокчейном

Почему не растут инвестиции в регионах

Управленческие решения, которые будут способствовать росту инвестиций

Автор — член Экспертного совета при комитете Госдумы по региональной политике

Российские власти призывают инвесторов быть более активными, но воз и ныне там. За первое полугодие 2010 года объем инвестиций почти не изменился по сравнению с провальным первым полугодием 2009 года, когда он сократился сразу на 19%. Многочисленные проекты, заявленные до кризиса, не реализуются, за исключением особо значимых политически: подготовки Олимпиады в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке, и геополитических: прокладки нефтяной трубы на восток. Почему же не растут инвестиции?

Ответов может быть три. Первый — экономический. Многие инвестпроекты были вынуты из пыльных папок Госплана, обещавшего «сдвиг производительных сил на восток». Они имеют сомнительную эффективность при нестабильных ценах на сырье и очень высоких затратах в восточных и северных регионах страны. В 2010 году крупный российский бизнес стал более осмотрительным и готов инвестировать только в добычу нефти и газа, да и то с оглядкой. Например, в Якутии, где осваиваются новые нефтяные месторождения, инвестиции в 2010 году сократились в три раза по сравнению с 2009 годом.

Второй ответ — политический. Большинство разработанных до начала кризиса российских инвестпроектов не только высокозатратны и рискованны с точки зрения окупаемости. Они преимущественно сырьевые и не совпадают с заявленными президентом новыми приоритетами инновационной экономики. Это касается многих промышленных проектов и особенно железной дороги «Урал промышленный — Урал полярный», которая ведет в безлюдную тундру, а не к инновациям. Похоже, федеральные власти негласно приняли решение о «заморозке» амбициозных проектов советского типа в условиях сжатия доходов бюджета.

Третий ответ — институциональный. В России не защищены права собственности, процветают рейдерство и коррупция. Сращивание бизнеса и власти усиливает монополизм и закрывает дорогу честной конкуренции. В период экономического бума инвесторы были готовы закрывать глаза на повышенные институциональные риски, но в условиях посткризисной стагнации желающих инвестировать осталось немного. Иностранному бизнесу столько раз меняли правила игры, что его «оглядка» еще сильнее. За первое полугодие 2010 года прямые иностранные инвестиции снизились в 2 раза (по отношению к тому же периоду 2008 года), в том числе в Санкт-Петербурге — в 2,5 раза, а на Сахалине — в 5 раз. Понятно, что на динамику повлиял экономический кризис, но в Калужской области, где инвестиционный климат заметно лучше, прямые иностранные инвестиции за тот же период выросли почти в 2,5 раза и составили 9% от всех инвестиций в Россию.

Есть и другая институциональная проблема — объективно существующий дисбаланс интересов центра и регионов: то, что выгодно региону, может не совпадать с приоритетами всей страны, и наоборот. Например, власти Сахалина с населением полмиллиона человек мечтают о строительстве моста, соединяющего остров с материком. Но насколько это рационально в условиях жестких финансовых ограничений российского бюджета и при плохих дорогах даже в плотно заселенных регионах? Объективные противоречия центра и регионов неизбежны и могут решаться только с помощью эффективных и публичных механизмов согласования интересов. При жесткой вертикали власти этот механизм не действует, губернаторы ходят по высоким кабинетам и каждый выбивает что-то для себя. Система «ручного управления» повышает риски и для частных инвесторов: они не понимают приоритетов федеральных и региональных властей и не могут оценить вероятность реализации новых инфраструктурных проектов, даже если такие решения приняты. А без необходимой инфраструктуры завод или торговый центр не построишь.

Институциональные болезни России требуют длительного лечения, но есть очевидные управленческие решения, способствующие росту инвестиций.

1. Отказаться от проектной гигантомании и более активно расшивать «узкие места» в инфраструктуре.

2. Обозначить, наконец, федеральные приоритеты пространственного развития, выделив несколько этапов их реализации.

3. Вместо механического сбора и складирования в федеральных министерствах недоработанных инвестпроектов, придуманных на скорую руку властями регионов, создать эффективный механизм поддержки реальных проектов бизнеса, который обеспечивает 80% всех инвестиций в стране.

Эти меры — только первый, но необходимый шаг на пути улучшения инвестиционного климата.

Автор — член Экспертного совета при комитете Госдумы по региональной политике

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться