Метро без Гаева — просто подземка | Forbes.ru
сюжеты
$56.45
69.34
ММВБ2285.54
BRENT69.82
RTS1275.37
GOLD1343.46

Метро без Гаева — просто подземка

читайте также
+6793 просмотров за суткиСемейная компания. Как Елена Батурина стала влиятельной фигурой российского бизнеса +28 просмотров за суткиКина не будет: Александр Мамут не успевает в срок отремонтировать кинотеатр «Художественный» +4 просмотров за суткиПарад в подземке. Самые красивые поезда московского метро Тайны подземелья. Интересные факты о метрополитенах мира +6 просмотров за суткиТендер для одного: подряды по парку «Зарядье» на 9,5 млрд рублей достались малоизвестной компании +9 просмотров за суткиПри Лужкове такого не было. Бывший мэр Москвы рассказал Forbes о парке Зарядье и переселении москвичей +14 просмотров за суткиПервая волна. Собянин утвердил 210 площадок для переселения в рамках реновации +6 просмотров за суткиНесбывшиеся преемники. Кто будет следующим правителем России? Дорогая моя столица: город потратит полмиллиарда рублей на фейерверки, артистов и разгон облаков Культура и отдых: может ли драка в парке Горького уничтожить бренд От Кузьминок до Арбата: в итоговый список программы реновации вошли 5144 дома Субститут Европы: как московская плитка помогает привлекать туристов Налоговые льготы: фонд реновации хотят освободить от налога на прибыль и НДС +6 просмотров за суткиУрбанистический «кот Шредингера». Зачем Москва перенимает опыт других столиц «Очень дорогие проекты»: ФАС выявила нарушения в программе «Моя улица» на 4 млрд рублей Реновация или деградация: кому на пользу новый закон? Триллионы инвестиций и политическая проблема. Госдума окончательно утвердила закон о реновации Исправленному верить? Проект закона о реновации прошел второе чтение в Госдуме +5 просмотров за суткиПод снос. Все о программе реновации в Москве Собянин и Лужков: как различаются программы реновации двух московских мэров «Операция реновация»: большевистские методы в эпоху частной собственности

Метро без Гаева — просто подземка

Олег Кашин Forbes Contributor
Новый начальник обязан быть непохож на предыдущего, поэтому историю «красивого метро» стоит считать оконченной

Автор — корреспондент ИД «Коммерсантъ»

Отставка Дмитрия Гаева совсем не заслуживает того, чтобы ставить ее через запятую с другими кадровыми и организационными приключениями городского хозяйства Москвы после замены Юрия Лужкова Сергеем Собяниным. То есть, скорее всего, и для самого мэра, и для кого угодно из власти отставка Гаева — это действительно не более чем очередной этап разлужковывания Москвы, но все же было бы несправедливо смотреть на уходящего начальника метро только как на осколок уничтожаемой команды бывших хозяев города.

Горкомовский чиновник Гаев, сумевший вовремя уйти на понижение (то есть в метро) буквально в последний момент существования МГК КПСС, был все-таки не просто чиновником. Может быть, из всех, кто имел отношение к управлению городом в эти 20 лет, только Гаев да сам Юрий Лужков дополняли свою крепкохозяйственническую сущность чем-то сугубо гуманитарным. Но если непрофильные чудачества Лужкова от кулебяк до Севастополя бросались в глаза всем и, видимо, долго еще не будут забыты, то Гаев, с поправкой, конечно, на масштаб, — хоть и не Лужков, но тоже все-таки не только хозяйственник.

Понятно, что самой шумной историей метрополитена гаевских времен из «не только хозяйственных» была строчка из старого советского гимна на отреставрированной «Курской» — когда под потолком вестибюля после ремонта появилась надпись «Нас вырастил Сталин». Гаева много ругали (правозащитница Людмила Алексеева пообещала тогда никогда больше не ездить через «Курскую») именно за неполиткорректность и сталинизм; ругали, но никто не задумался о том, что сам факт идеологического, неважно, с каким именно знаком, высказывания со стороны по определению неидеологического чиновника — это что-то примечательное. Другой на его месте просто занимался бы положенными ему делами (очевидно, ровно теми, которыми теперь применительно к Гаеву интересуется прокуратура), а Гаеву вот почему-то было важно, чтобы под потолком была надпись про Сталина. Он же явно на ней ничего не заработал, но ему все равно было важно.

Именно при Гаеве московское метро впервые со времен борьбы с архитектурными излишествами снова, как при Кагановиче, стало не только «транспортным средством повышенной опасности», но и отраслью монументального искусства или даже, чего уж там, монументальной пропаганды. До Гаева 40 лет строили одинаковые «сороконожки», он же вернулся к философии подземных дворцов для трудящихся. Ну да, дворцы («Парк Победы» и «Трубную») оформлял, как тогда было принято, Церетели или кто-то столь же неоднозначный (см. мозаики Ивана Николаева на «Достоевской»), все равно — ни коррупционного, ни любого другого рационального смысла в этом не было, но Гаеву было нужно именно «красивое метро», а не «сороконожки».

Теперь в метро новый начальник — Иван Беседин и, как уже вслух пожелал Сергей Собянин, пора начинать строить новые недорогие типовые станции. Видимо, реставраторский неосталинизм Гаева, ставший почему-то именно в эти недели предметом внимания «Архнадзора», тоже сойдет на нет. Дело тут не в Беседине и не в Собянине, а просто качнулся маятник, и новый начальник обязан быть непохож на предыдущего — так все устроено: воровать меньше не станут, новые линии быстрее прокладывать не будут, ничего сенсационного с метро не случится. Дворцы для трудящихся снова станут просто подземкой, и, наверное, никто даже не обратит на это внимания — это ведь действительно мелочь по сравнению с большим московским переделом.

Автор — корреспондент ИД «Коммерсантъ»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться