Пять процентов, но через пять лет | Forbes.ru
$58.69
69.39
ММВБ2135.98
BRENT62.97
RTS1146.55
GOLD1255.70

Пять процентов, но через пять лет

читайте также
+73 просмотров за суткиДеньги есть. Медведев ответил на обвинения в истощении Пенсионного фонда +47 просмотров за суткиПравительству до лампочки: Медведев утвердил новые требования к осветительным приборам «Меня воспринимали как технаря»: миллиардер Мильнер рассказал о работе в комиссии Медведева $640 млн раздора: Россия заключила с ExxonMobil мировое соглашение Тактика Медведева: правительство утвердило «очень осторожный» макропрогноз ФРИИ предложил обязать зарубежные компании делиться собранными в России данными Экономист вместо бизнесмена. Медведев рекомендовал нового директора «Почты России» В правительстве задумались об отсрочке запуска «закона Яровой» на пять лет Медведев допустил усиление влияния «так называемых санкций» на экономику России В Госдуму внесли законопроект о запрете технологий обхода блокировок «Действительно лучше»: Медведев предложил заменить футболистов сборной роботами В Госдуму внесли законопроект об идентификации пользователей мессенджеров В правительстве одобрили законопроект о телемедицине «Политзаказ» или «волатильность»: 45% опрошенных россиян поддержали отставку Медведева «Оптимистическое кино»: Орешкин о реформе госуправления и росте экономики Реновация миллионов: Госдума одобрила программу сноса «хрущевок» в Москве +19 просмотров за сутки«Платон», налоги и Навальный: о чем Дмитрий Медведев говорил с депутатами «Несырьевые доходы растут, сырьевые снижаются»: Медведев рассказал Путину об экономике Михельсон пообещал поддерживать возглавляемый однокурсником Медведева фонд Миллиардер Алишер Усманов подает в суд на политика Алексея Навального +5 просмотров за суткиНищета модернизации. Почему Россия пропускает одну технологическую волну за другой
Новости #Власть 28.06.2011 11:31

Пять процентов, но через пять лет

Александр Кынев Forbes Contributor
Президент Медведев обещает снизить барьер для прохождения партий в Думу — к концу своего второго срока

Автор — политолог

Дмитрий Медведев разродился очередной инициативой, которую он сам, видимо, считает верхом демократических перемен и которая на практике выглядит скорее как издевательство. Президент внес в Государственную Думу РФ законопроект о снижении барьера на выборах в нее до 5%. Предполагается, что поправки будут действовать лишь на выборах 2016 года, а в декабре 2011 года сохранится 7%-ный барьер.

Все это напоминает трогательное обещание больным вылечить их, но в далеком будущем. Что мешает чиновникам реализовать свои прекрасные планы уже сейчас, остается загадкой. Решения, которые нужны сегодня, через 5 лет могут потерять актуальность. Машина государственного управления теряет эффективность и доверие граждан намного быстрее, чем властная элита готова проводить преобразования. Это видно и по падению рейтингов тандема, и по фактическому недоверию граждан к подавляющему большинству формальных государственных и политических институтов.

Нечто аналогичное новому предложению Медведева сделал на днях и министр юстиции Коновалов, высказавшись за уведомительную регистрацию партий — в неопределенном будущем. Однако в конкретном настоящем Минюст отказывает в регистрации всем создаваемым партиям подряд, порой под совершенно надуманными предлогами. За последние 7 лет в стране не было зарегистрировано ни одной партии (кроме прокремлевского «Правого дела»; все иные условно новые проекты, включая «Справедливую Россию» и «Патриотов России», юридически были лишь переименованием ранее созданных партий). Хотя многие создаваемые или ликвидируемые партии были намного более реальны, чем формально сохраняющие регистрацию провластные симулякры. Так в большинстве регионов сегодня днем с огнем не найти следов «Яблока» или «Правого дела», но зато есть активно проводящие массовые акции ПАРНАС или партия «Воля», известная митингами протеста в регионах Поволжья.

Наиболее адекватная часть властной элиты вроде все понимает, но парадоксальным образом ничего не делает. Вся риторика последних лет про «Россия, вперед» и «модернизацию» на практике свелась либо к откровенно декоративным изменениям (символические отчеты губернаторов и правительства без права депутатов выразить им недоверие и т.д.), либо к переменам, которые ситуацию только ухудшили (увеличение сроков полномочий президента и парламента, снижение самостоятельности Конституционного суда, отмена залога на выборах, лишение общественных организаций выдвигать списки на выборах в местное самоуправление, массовая отмена прямых выборов мэров и т.д.).

Еще в своем первом президентском послании в ноябре 2008 Дмитрий Медведев призвал дать партиям, получившим на выборах менее 7%, возможность быть представленными в Госдуме РФ. Итогом стало принятие не имеющего в мире аналогов странного закона о том, что партия, набравшая от 5% до 6% голосов, получает 1 мандат (хотя 5% от 450 мест — это не менее 22 мандатов, в зависимости от так называемой «премии» — перераспределения голосов непрошедших списков и недействительных голосов), а от 6% до 7%  — 2 мандата (хотя, например, 6,9% от 450 мест — это не менее 31 мандата). Абсурдность этих норм и их откровенное противоречие принципу пропорциональности никого, похоже, не волнуют.

Более того, со временем юридически громоздкую конструкцию про «утешительные мандаты» стали транслировать в регионы, вместо того чтобы просто снижать барьер до 5% (в регионах обычно 40-50 депутатов в местном парламенте, из которых половина избирается по спискам, а при 20-25 избираемых депутатов 5% голосов на практике, как правило, соответствует примерно одному мандату). В системе исполнительной вертикали слепое выполнение приказов полностью побеждает здравый смысл и политическую целесообразность. Президент на словах вроде бы поддерживает принятие мер по децентрализации, но где же эти меры на практике?

Семипроцентный барьер, сохраняющийся в результате на выборах 2011 года, остается одним из самых высоких в мире. В некоторых странах с пропорциональной системой заградительного барьера нет вообще (Португалия, ЮАР, Финляндия, Македония). В Израиле и Дании барьер составляет 2%, в Шри-Ланке — 2,5%, в Аргентине, Боливии, Украине — 3%. Самым высоким в Европе в настоящее время является заградительный барьер в Турции (10%) и крохотном Лихтенштейне (8%), которые точно не являются образцом для подражания и активно критикуются во всем мире. Абсолютным же рекордсменом по величине заградительного барьера (12,5%) сегодня является живущая в состоянии перманентных гражданских войн и межплеменных разборок Республика Сьерра-Леоне в Западной Африке. Эти сравнения наглядно демонстрируют вектор развития политической системы России и соответствие деклараций про «модернизацию» действительности.

Автор — политолог

[processed]

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться