Ручное управление информационным полем и предстоящие выборы

Зачем 13 крупнейших ФГУПов переданы под непосредственный контроль правительства?

Автор — профессор Российской экономической школы

В понедельник Дмитрий Медведев поручил правительству пересмотреть систему управления 13 крупнейших унитарных предприятий, в том числе «Останкино», ВГТРК, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Гознака и «Почты России». В принятых правительством постановлениях, направленных на изменение системы управления ФГУПами, есть четыре ключевых компонента. Во-первых, контроль над крупнейшими ФГУПами переходит от Росимущества непосредственно правительству. Во-вторых, ФГУПам предписано разработать среднесрочные стратегические программы. В-третьих, невыполнение заявленных стратегических планов должно приводить к суровым последствиям, вплоть до увольнения руководителей. И, наконец, ежегодные отчеты предприятий будут публиковаться на сайте Росимущества.

Сами по себе эти решения, скорее всего, не приведут к хоть сколько-нибудь значимым изменениям в работе унитарных предприятий. И хотя понять истинный смысл принятых постановлений человеку, не посвященному в аппаратные игры, достаточно сложно, все произошедшие изменения кажутся отражением более общих тенденций.

Переподчинение крупнейших ФГУПов напрямую правительству вполне вписывается в концепцию «ручного управления», которым правительство руководствуется на протяжении последних лет. Несмотря на все красивые слова о неэффективности такого подхода и желании от него отказаться, никаких реальных изменений, направленных на отход от «ручного управления», не наблюдается. Один из ключевых навыков успешного руководителя — умение делегировать — у нынешнего правительства явно не в чести.

Разработка стратегических программ для ФГУПов вполне сочетается с усилиями Минфина, направленными на переход к программному подходу в бюджетном финансировании. И в том и в другом случае имеется благая цель разобраться наконец, в чем смысл работы бюджетных организаций и государственных предприятий, какие цели они преследуют и за что им должны выделяться деньги из бюджета.

Сама по себе попытка четко прописать цели и задачи госучреждений уже является большим шагом вперед, так как зачастую позволяет понять, что достижение этих целей совершенно не требует непосредственного участия государства. Однако печальный опыт Гознака, чья стратегия прописана аж до 2020 года и сводится к сохранению роли главного поставщика государственных знаков, предрекает такой же поворот событий и для стратегических программ ФГУПов. К сожалению, все положительные усилия наталкиваются на полное непонимание со стороны чиновников, не привыкших задумываться о глобальных целях и более комфортно чувствующих себя в ситуации, когда все планирование сводится к поддержанию статус-кво. В результате получаются программы, общий смысл которых сводится к тому, чтобы просто продолжать «делать то, что мы сейчас делаем».

Угроза увольнения руководителей за невыполнение ими же написанных стратегий развития в теории выглядит здравым начинанием. Однако на практике в его действенность верится с большим трудом, учитывая тот факт, что и в самом правительстве кадровые решения мало связаны с результатами деятельности и никто уже давно не лишался своего места за допущенные промахи. В ситуации, когда министр обороны не несет ответственности за регулярно взрывающиеся склады с боеприпасами, генпрокурор — за то, что практически все его подчиненные в целой области находятся под следствием, а глава Минтранса — за ужасающие катастрофы на транспорте, очень сложно ожидать, что руководителей ФГУПов действительно начнут наказывать за невыполнение стратегических планов.

Среди всех предложенных изменений публикация ежегодных отчетов потенциально является, пожалуй, самым полезным новшеством. ГУПы традиционно являются бастионами непрозрачности, так что информацию об их работе зачастую сложно получить даже ведомствам, которым ГУПы непосредственно подчиняются. Любые попытки сделать публично доступной информацию о работе этих организаций можно только приветствовать, так как именно информационная прозрачность является самым действенным способом борьбы с неэффективностью. Неслучайно при оценке качества корпоративного управления именно объем раскрытия информации о деятельности компании является одним из ключевых факторов. Есть надежда, что при наличии достаточной информации общественное давление может оказаться более действенным средством, чем обещанные наказания со стороны непосредственных начальников. С начальниками всегда легче договориться…

Бросается в глаза и тот факт, что в число ФГУПов, переподчиненных правительству, вошли все крупнейшие предприятия, связанные со средствами массовой информации. Сложно отделаться от ощущения, что сделано это с явной оглядкой на предстоящие выборы. По всей видимости, лишь непосредственный контроль над этими организациями дает уверенность в том, что информационное поле будет находиться под полным контролем правительства даже в ситуации, когда этот контроль, казалось бы, и так абсолютный.

[processed]

Новости партнеров