Бюджет на 2012-2014 годы сверстан оптимистами, но все равно не сулит ничего хорошего

Игорь Николаев Forbes Contributor

Проект федерального бюджета на 2012-2014 годы, переданный на рассмотрение в Государственную думу, привычно разочаровывает. Мы, похоже, опять повторяем ошибки трехлетней давности, когда только накатывала «первая» волна мирового экономического кризиса. Тогда Дума приняла профицитный федеральный бюджет на 2009 год, ориентируясь на рост ВВП более чем на 6%. На деле все произошло с точностью до наоборот — сильный дефицит (6% от ВВП) и падение экономики на 7,8%.

Нынешний проект федерального бюджета исходит из того, что цены на нефть в ближайшие годы останутся высокими: в 2012 году — $100 за баррель, в 2013 году — $97, в 2014 году — $101. ВВП должен прирастать на 3,7%, 4% и 4,6% соответственно в ближайшие три года.

Между тем сегодня такой сценарий представляется сверхоптимистичным. В случае вполне вероятного снижения цен на нефть или ухудшения динамики экономического развития выполнить взятые обязательства вряд ли будет возможно. Бюджетная политика становится все более рискованной; рост расходов не обеспечен доходами.

Анализ бюджетных показателей, как отчетных, так и плановых, свидетельствует о следующем. Во-первых, наблюдается беспрецедентный рост расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В 2009 году эти статьи составляли в сумме 22,7% от всех расходов федерального бюджета, в 2011 году должны составить 27,4%, а в 2014 году — уже 40,1%. Это действительно, как недавно заметил глава государства, «высший приоритет».

Хуже того, рост расходов происходит в первую очередь за счет увеличения финансирования по секретным статьям (гособоронзаказ и пр.). Если в 2009 году они составляли 10% расходной части федерального бюджета, то в 2014 году на них придется уже 22,3%, т. е. их доля должна вырасти более чем в два раза за 5 лет.

Если бюджетные проектировки до 2014 года еще дают надежду, что Минфин сможет сводить концы с концами, то как будут выполняться обязательства по триллионным тратам на оборону после 2014 года, не ясно совсем. Объявлено, что за 10 лет, в 2011-2020 годах, оборонные расходы должны составить 20 трлн рублей.

Во-вторых, приоритет расходов на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, очевидно, обеспечивается за счет уменьшения доли других бюджетных статей. Так, доля расходов на образование, достигнув 4,6% в 2012 году, что объясняется чисто политическим фактором — выборами, должна резко снизиться в 2014 году — до 3,3% от всех расходов федерального бюджета. То же самое происходит с расходами на здравоохранение: максимум придется на 2012 год — 4,2%, а к 2014 году их доля упадет до 3%.

Наконец, вызывает беспокойство резкое снижение расходов по разделу «Национальная экономика». Его доля в расходной части бюджета должна снизиться в 2012 году до 13,8% (в 2011 году ожидается на уровне 16%), а в 2014 году — и вовсе до 10,9%.

А ведь если бы мы всерьез готовились противостоять «второй» волне кризиса, то именно по этому разделу надо предусматривать рост расходов, стимулирующих внутренний спрос (к примеру, увеличение затрат на инфраструктуру).

Проект бюджета на 2012–2014 годы получился таким, что к концу периода снизятся расходы на образование и здравоохранение, сократятся затраты на борьбу с экономическим кризисом, зато будет интенсивно создаваться военно-полицейское государство. Одним словом, бюджетные приоритеты выглядят очень странно.

[processed]

Новости партнеров