Зачем Януковичу второе дело Тимошенко и до чего оно доведет Украину

фото East News/ AFP
Мнение президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова

Из множества версий, выстроенных по поводу возбуждения нового уголовного дела против Юлии Тимошенко, наиболее убедительна одна: в действиях украинских властей нет никакого глубокого расчета. Янукович просто пользуется случаем, чтобы политически уничтожить главного оппонента. Новый Майдан не собрался, реакция России и Евросоюза не вышла за рамки ожидаемой – самое время развить политическую инициативу и показать всем, кто в доме хозяин. Если брать на вооружение популярный в России тезис о том, что Киев «догоняет» Москву с разницей в несколько лет, то на календаре у Януковича сейчас примерно 2003-2005 годы.

Остальной разговор о тонких интригах «донецких» вряд ли имеет смысл: нет оснований полагать, что сегодняшняя украинская власть знает слово «полутона» и просчитывает ходы на много шагов вперед. Анализировать стоит не причины, а последствия.

Янукович получает возможность продолжить распространение «властной вертикали» на правоохранительную и судебную систему. Даже если прежний приговор Тимошенко (с точки зрения фактуры действительно смехотворный) будет отменен в судах высшей инстанции, на немедленное освобождение ей рассчитывать не приходится. На этот счет будет приниматься сугубо политическое решение, на которое не смогут повлиять никакие «капризы» отдельно взятых судей.

Кроме того, украинские власти могут продолжить дальнейшую кампанию по «зачистке» БЮТа. В более мягком варианте – «зачистке» БЮТ от Тимошенко. Если на минуту всерьез отнестись к обещаниям Януковича о декриминализации статьи, по которой экс-премьеру выносили первый приговор, ничто не мешает выпустить Тимошенко, однако давить на нее угрозой новых уголовных дел. Однако этот вариант все же слишком мягок для брутальной эстетики времен Януковича. Более логичный путь – максимально ослабить сторонников Тимошенко, затаскав их по прокурорам и судам. В условиях продолжающегося обвала рейтингов Партии регионов политическое уничтожение БЮТа – отнюдь не лишний шаг в преддверии намеченных на следующую осень выборов Верховной Рады.

Еще одно (от себя добавлю – абсолютно гипотетическое) окно возможностей – создать политические условия для проведения назревших экономических реформ. Если допустить наличие у Януковича таких проектов, то обязательной предпосылкой к ним должен быть вывод Тимошенко с политического поля. В прошлом году планы правительства Николая Азарова по принятию Налогового кодекса пришлось серьезно скорректировать из-за мощных акций протеста предпринимателей. Арест Тимошенко в таком случае – сигнал о политической нецелесообразности торпедирования инициатив власти. Проблема, однако, в том, что говорить об экономических реформах можно лишь в сугубо условном наклонении – равно как о распространенном в России тезисе о готовности будущего правительства Медведева взять на себя ответственность за заведомо непопулярные меры и секвестр обязательств государства.

Наконец, еще одно последствие – неизбежная размолвка с Россией. Если отбросить конспирологическую версию о том, что Москва через письмо Сердюкова сама все украинские события и организовала, то ситуация получается не из приятных. Интонация первого уголовного дела выглядит вполне (заранее прошу прощения за использование определения, поистершегося от частного употребления пропагандистами) антироссийской. Здесь как раз открывается пространство для целой череды сценариев.

Вариант первый: «Все, что плохо для Киева – хорошо для Москвы». Если Янукович не справится с задачей выдавливания всех оппонентов (а с учетом политических реалий Украины это вполне возможно), Россия будет иметь дело с ослабленным президентом, оказавшимся в международной изоляции и оттого уступчивым в «главных» политических, таможенных и газовых вопросах. Естественно, с перерывами на периодические приступы лукашизма.

Вариант второй: «новый Кадыров». Янукович наконец разрушит стереотип о том, что «на Украине не с кем договариваться». Поэтому, переступив через брезгливость, Москва получит надежного (хотя и неуступчивого) партнера по переговорам. Большого удовольствия эти переговоры, конечно, приносить не будут – зато такой лидер при случае способен учитывать частные и корпоративные интересы отдельных российских лоббистов. Иногда это бывает нелишним.

Третий сценарий: совместная «акция возмездия» со стороны Москвы и Брюсселя. Такой союз не может быть долгосрочным, но тактические дивиденды российские власти могли бы извлечь. Например, через дискредитацию Украины как транзитера укрепить позиции «Северного потока» и снять возражения против строительства «Южного».

Наконец, сценарий последний и пока самый вероятный. Тонкие расчеты будут опрокинуты нарастанием неприязни в Москве к «несистемному» украинскому лидеру. Раз он откровенно проигнорировал российскую тревогу о судьбе Тимошенко (транслировавшуюся Януковичу, согласно официальным заявлениям, «на всех уровнях»), то легко может «кинуть» Кремль и в других ситуациях – особенно в ходе многочисленных «разменов» с европейскими партнерами. В этом случае отношения между странами будут заморожены до уровня «позднего Ющенко». В России будут надеяться, что на Украине однажды появится новое поколение политиков – пусть даже в лице Кличко и Яценюка. А на Украине – проектировать римейк российских нулевых в части обеспечения несменяемости власти.

[processed]

Новости партнеров